С русским дубляжом аниме дело ещё недавно обстояло так: его было мало и он был плохим. Сейчас дубляжа стало больше, но кое-кто считает, что он так и остался плохим.
Эти люди говорят так:
Ну вот, опять выпустили отвратительный дубляж %вставить название аниме%. Я за такое убожество денег платить не буду. Пускай дураки покупают. А я подожду, пока появится нормальная фирма, которая будет переводить хорошо.
Это неправильно. Такие люди никогда не дождутся хорошего перевода.
Если вы хотите однажды купить хороший товар, нужно долго оплачивать плохой.
Ну вот представьте себе, что будет, если все будут мыслить, как эти люди. Положим, у нас на рынке есть три фирмы, “Ужас Entertainment”, “Кошмар Media” и “Мега-Отстой”, все выпускают плохой дубляж. Его никто не покупает. Проходит полгода, первая фирма погибла, вторая – идёт ко дну, а третья едва сводит концы с концами. И тут появляется четвёртая фирма, “Новички Ltd”, которая хочет и может переводить хорошо.
Что происходит?
Привозит четвёртая фирма свои диски в магазин. Предлагает их по четыреста рублей. А им отвечают: “да ну нафиг ваши диски, у нас и по двести дубляж не берут. Вон Ужас, Кошмар и Отстой на полках который месяц лежат”.
Думаете, кто-то поверит новичкам, что их дубляж лучше прочих? Думаете, те, кто отвечают за закупки, вообще разбираются в этом?
Ну хорошо, новички сбросили цену. Дубляж, на который они потратили вдвое больше конкурентов, поступил в магазины по той же цене. Директор “Новичков” рассчитывает на большие продажи. “Уж по такой-то цене, да такой-то дубляж – должны же купить!”
Однако проходит месяц, другой, а диски не покупают. Продавцы в магазинах судачат: “Ну вот, говорили – лучше, лучше, а новичков тоже не берут”.
В чём дело? А просто все отвыкли покупать дубляж, и не ждут от него ничего хорошего. Люди даже не ходят в магазины и не покупают дубляж вообще – ведь там только Ужас, Кошмар и Отстой. Стремление не покупать плохого постепенно переходит в неприязнь ко всей отрасли.
И даже те редкие, что обратят внимание на дубляж “Новичков”, вероятно, не оценят его. Ведь они привыкли критически смотреть на любой дубляж, разыскивая в нём изъяны – именно поэтому они отказались покупать Ужас, Кошмар и Отстой чуть раньше. Культивируя в себе перфекционизм, они дошли до того, что теперь любая ошибка кажется им смертельной. Они посмотрят несколько отрывков, разыскивая, к чему бы придраться, и заметив первую же ошибку, поставят на переводе крест – “Не годится. Такое же убожество, что и все остальные”. Для них единственным приемлемым дубляжом будет идеальный дубляж – да и тот лишь на словах. На практике же дубляж “Новичков”, возможно, и мог бы им понравиться – но если бы они посмотрели его целиком. Тогда, быть может, талант переводчиков пробился бы через стену критики. Но перфекционист никогда не посмотрит дубляж целиком – ему хватит и кусочка, чтобы “всё понять”.
В итоге фирма, потратившая больше прочих на качество и в убыток себе продающая товар, будет вынуждена провести ещё и рекламную кампанию в интернете – которая мало что изменит, лишь спровоцирует перфекционистов на огульную критику, поскольку с их точки зрения “ещё одна тяп-ляп фирма пытается срубить денежек”. Прибыли не будет, и “Новички” будут влачить жалкое существование, выпуская один диск в год и не сдаваясь лишь из принципа.
А ведь хорошая фирма уже создана! Она уже выпускает хороший дубляж! В реальном же мире проблемы бы начались задолго до этого. Для начала, талантливые люди, хорошие переводчики и организаторы, просто не пошли бы работать в отрасль, где им не светят прибыли. Они себя ценят. Если в месяц продаётся дубляжей на двести тысяч тугриков, талантливый организатор прикинет, что при всём его таланте больше четырёхсот тысяч ему не получить. А на четырёхста тысячах фирма будет голодать. Ну и к чёрту такую отрасль, лучше талантливый организатор пойдёт кино переводить.
А ещё фирме нужен стартовый капитал, и немалый. Кредиторы и спонсоры тоже покачают головами, услышав, в какое сомнительное дело фирма собирается влезть. “Дубляж аниме? Я даже не слышал о таком. Его же никто не покупает”. Хорошие актёры голоса сначала будут не по карману – а это значит, что перфекционисты только сильнее обозлятся на качество дубляжа, не купят дисков, и хороших актёров так никогда и не наймут. Замкнутый круг.
Чтобы однажды купить хороший дубляж, нужно долго и стабильно покупать плохой. Это лучшее и почти единственное, что мы можем сделать. Покупая товар – любой товар – мы создаём финансовую нишу. Оплачиваем рабочие места продавцов, работу инженеров, дизайнеров, художников, актёров, платим налоги государству. Мы заставляем деньги циркулировать в этом секторе экономики. Отрасль живёт. Любые новшества в ней будут развиваться быстро, динамично.
Ошибка считать, что платя плохим, мы мешаем появляться хорошим. Заблуждение происходит от того, что многие люди неправильно понимают смысл “голосования рублём”. Как и любое голосование, “рублёвое” означает выбор между доступными альтернативами. Голосуя рублём, вы подпитываете деньгами более достойных и осаждаете менее достойных. Но выбор “против всех” – это не выбор вовсе, это отказ от участия в голосовании. Голосуя “против всех”, вы не выражаете никакой конструктивной позиции, не говорите, что вам нравится – вы лишь капризничаете, что вам не нравится всё. Такой выбор никогда не бывает полезным.
Бесполезен он и здесь. Отдавая деньги хорошей фирме, вы не только поддерживаете фирму, вы подпитываете отрасль. Создаёте рабочие места, повышаете престиж отрасли, вероятность появления новых фирм. Отдавая деньги плохой фирме, вы всё равно повышаете вероятность появления новых, среди которых могут быть и хорошие. А вот не отдавая денег никому, вы лишь усугбляете положение – не приносите никакой пользы.
Поэтому голосование рублём работает всегда, за исключением одного-единственного случая: когда вы голосуете против всех. Тогда вы голосуете не против всех, а против дубляжа вообще. Хотите этого? Ну голосуйте, и никогда не увидите качества.
Из всего вышесказанного достаточно ясно, как надо действовать, чтобы помочь появлению хорошего дубляжа. Во-первых, нужно выделить сумму, которую вы готовы каждый месяц тратить на дубляж. Эту сумму необходимо тратить. В любом случае. Неважно на что. Неважно, что вы выкинете купленные диски. Каждый месяц, как штык, вы должны относить в магазин свою тысячу рублей. Это первое, единственное и главное. Если вы относите эту тысячу, или сколько решитесь, то дальше можно уже не читать – главное сделано. Вы заплатили отрасли за её развитие.
Во-вторых, вы можете направлять отрасль в развитии. Это делается при помощи голосования рублём. Относя свою тысячу в магазин, вы можете решить, какую конкретно часть отрасли вы хотите спонсировать. Кормите ту, что лучше прочих. В идеале кормите две-три фирмы, чтобы поддержать конкуренцию и здоровый дух – но больше всего отдавайте лучшим, а остатки второму и третьему месту. Не стесняйтесь менять пристрастия, если нынешние кумиры перестали вам нравиться – это рынок, чёрт возьми, пусть думают в другой раз.
Самое главное, что надо помнить – вы так или иначе должны оставить деньги в магазине. Даже если полки полны тяп-ляп треша. Вас никто не заставляет смотреть купленное, просто выкиньте его, если хотите, выйдя из магазина. Но что-нибудь купить вы обязаны.
Разумеется, тут же хватайтесь за любые признаки качества, и начинайте их подпитывать. Так-то и возникнут хорошие фирмы. Вы кормите всех, но как только появляются лучшие, вы начинаете кормить только их, заставляя прочих вымирать либо приспосабливаться. Очень похоже на эволюцию: солнца достаётся всем поровну, но те, кто отращивают клыки, быстро научаются получать его больше других – и всем прочим тоже приходится обзаводиться клыками.
Прекращая покупать плохие товары, вы выключаете солнце. Выбиваете почву из под ног у этой эволюции, останавливаете её шестрёнки. На мёртвой планете в крошемной тьме может прорости семя прекрасного цветка, но росток завянет, не успев выйти из земли. На грядке, которую не поливают, не вырастет сорняков, но и картофель там не даст всходов.
Ну и в последнюю, но немаловажную, очередь, покупая плохие дубляжи и всё-таки смотря их (а вам придётся время от времени это делать, чтобы определяться с тем, чьи какашки меньше пахнут), вы разовьете в себе трезвый взгляд на вещи и не дадите расцвести перфекционизму. Вы начнёте понимать, что идеал недостижим, научитесь отличать действительно плохое качество от незначительных просчётов, в общем – вы станете умнее, рассудительней, и будете спокойней смотреть на вещи.