О копирайте

А вот ещё из черновиков, очень длинные рассуждения о природе копирайта.

Современный копирайт – зло, которое должно быть повержено. Вне зависимости от того, что думают на этот счёт издатели и даже сами авторы. Скорее, вопреки их мнению. Пусть бастуют, выкидывают перья и бросают писать – наплевать. Нельзя обращать на них внимание.
Нынешний копирайт несомненно должен быть смят, поскольку он – ошибка, провоцирующая деградацию торговли и развитие естественных монополий.

(далее)

Нынешняя ситуация.
Представьте себе фирму, производящую стулья, крепкие и удобные. Покупатель доволен, и платит за стулья разумные деньги. Все счастливы.
Что мешает фирме повысить цену за стулья вдвое?
Конкуренты.
Стоит только задрать цену, и стулья перестанут покупать. Да, они крепкие и удобные, но точно такие же стулья у конкурентов стоят в два раза меньше. А покупателю, – внимание, – всё равно, какие стулья покупать. Стулья взаимозаменяемы.

Представим другую фирму, издающую романы популярного фантаста Ивана Демидова. Романы увлекательные, цена приемлемая, читатели довольны.
Что мешает фирме повысить цену за книгу?
Ответ: ни- че- го.
В обществе, о котором мечтают любители копирайта, издатель может установить любую абсурдную цену. Книги Ивана Демидова не перестанут покупать, поскольку Иван Демидов, в отличие от стульев, не взаимозаменяем с другим фантастом, Лукой Сергеенко. У них разный стиль, они нравятся разным людям, они пишут о разных вещах.

Они – ограниченный природный ресурс. Фирма, выкачивающая этот ресурс из недр, и публикующая его – естественная монополия. Нынешний копирайт – закон, поощряющий создание естественных монополий.
Здесь и зарыта чудовищная ошибка. Естественные монополии имеют право на существование в одном единственном виде: принадлежа государству. Только страна имеет право на свои недра, только страна имеет монопольное право на творчество Ивана Демидова и Луки Сергеенко.
Не издатель.

Далее.
Естественная монополия издателя связывает воедино две разных вещи: качество и право владения.

То, что издатель купил право владения – ещё не значит, что его качество будет лучшим. Наглядно видно на фансабах аниме. Официальный дубляж нередко бывает хуже фансабов, не говоря уже о том, что выходит с годичным опозданием (а фансабы – через неделю после выхода серии). Скорость выхода дубляжа – такой же параметр качества, как и уровень перевода.
Получается, официальное издание некачественно.

Да: покупая официальный дубляж, мы поддерживаем создателей аниме. Косвенно и частично.
Замечательно.
А как же мы сами? Как же зрители, простите меня пожалуйста? Нас кто будет поддерживать?
Мы ведь тоже не кошелёк на ногах, единственная задача которого – оплатить труд автора. Мы тоже хотим получать удовольствие от просмотра, удовольствие от чтения книг. Мы хотим читать тот перевод, который нам нравится, а не тот, что навязали, будь он трижды хорош. Мы хотим смотреть аниме на следующий день после выхода, а не через полтора года.

Если я, как зритель, предпочитаю School Rumble в переводе Wannabe Fansubs, а не фанмейшн, если я готов платить за это – почему я не имею права?
Почему я обречён покупать книги Луки Сергеенко в бумажной обложке, а не читать на КПК скачанные с либ.ру тексты?
Как насчёт читателя поддержать, а не издателя?

Естественные монополии – зло. Тем, кто в них замешан, разумеется, не хочется с ними прощаться. Не хочется, но придётся, поскольку недовольных больше. Пиратство – это всего лишь естественная реакция системы на рак, разъедающий торговлю творчеством. Антитела в организме.
Рано или поздно они убьют болезнь. Те издатели, что не сумеют приспособиться – погибнут. Так будет, хотят издатели того или нет.

Альтернатива.
Было бы глупо критиковать, не предложив ничего взамен. Сейчас я расскажу, как должен быть устроен нормальный мир копирайта.

Источник любого творчества – автор. Неважно, студия ли это Санрайз или один человек Иван Демидов. Автор обладает изначальными правами на произведение. В среде авторов развита естественная конкуренция по качеству и по цене книги. Автор волен определить собственную политику продаж. Иными словами, автор волен сказать: требую с каждой копии моей книжки себе три рубля. Или сто рублей. Или тысячу – сколько в голову взбредёт. Не хотите – не публикуйте.

С этого момента любой человек, любая фирма, любое что угодно на планете может публиковать произведение сколько влезет. Может переводить его, распространять в сети – что угодно. Главное, что с каждой розданной копии она должна заплатить автору столько рублей, сколько тот потребовал.
Я, как потребитель, имею право покупать своё любимое произведение у кого угодно. Хоть у Wannabe Fansubs, хоть у Funmation. Могу скачать Ивана Демидова с либ.ру и читать на КПК. Могу купить в подарочном издании, инкрустированном бриллиантами.

Если мне не нравится, что Electronic Arts использует DRM – я куплю ту же игру у The Pirate Bay. Я заплачу им чуть больше, чем Electronic Arts, и пираты переправят часть денег в EA, а за оставшуюся сумму удалят из EA-шной игры DRM. И это будет законно.
И что самое смешное, это будет честно. Потому, что я не обязан покупать любую гадость, которую издатель решил вставить в комплект. Когда я плачу деньги, иначе говоря, делюсь своим трудом, я имею право выбирать, что получаю.
Если EA предпочитают быть монополистами – что ж, неприятный для них сюрприз. Конкуренция.

Всякий человек, творящий на основе чужих произведений, волен назначить дополнительные сборы. Переводчик может, если захочет, повысить стоимость книги со ста рублей до ста двадцати. С каждой проданной копии автору должны отчисляться сто рублей, переводчику – двадцать.

Фанфики и моды к играм не подчиняются этому правилу, равно как и AMV, маленькие кусочки из видео и всё такое. Любое вторичное произведение, которое не понять/не оценить без основного, не должно облагаться налогом на основное произведение. Именно потому, что оно не содержит в себе существенной доли ценностей основного произведения, а лишь предлагает новые.
Кто-то может возразить, что продажи вторичных работ полностью зависят от достоинств основного произведения. Отчасти это так. Но и напротив: хорошее вторичное произведение уже фактом своего существования привлечёт интерес к оригиналу. Плохое же вторичное произведение ни при каком оригинале не будет популярным. Так что польза здесь взаимна.

Такие законы хороши для всех. Читатели и зрители получат свободу, они смогут выбирать издателя, оформление, перевод, смогут голосовать кошельком. Авторы станут независимы от издательств. Их доходы будут определяться только качеством работ и количеством читателей.
Что самое главное, на рынке издателей, переводчиков, локализаций – везде будет честная конкуренция. Значит, переводить станут лучше, удобней будет платить, больше будут думать о читателях и зрителях. Стимул к этому будет: деньги. Те самые, что сейчас утекают из карманов корпораций к пиратам. Они будут крутить колёса.

Что делать сейчас.
Разумеется, слова выше – сказка. До них семь вёрст лесом. Может быть, через десять, через двадцать лет примут такие законы. Но есть несколько простых правил, которые помогут издателю получать прибыль и сейчас:

1. Отвяжитесь, наконец, от использующих нелегальные копии.
Вот просто отстаньте. Забудьте про них, всё. Вы так себя ведёте, говоря об “упущенных прибылях”, как будто эти прибыли могли бы быть вашими. Они не ваши. Это не “упущенные прибыли”, а “манящая халява”, возможность загрести чужие деньги. Вам эти прибыли не принадлежат и никогда не принадлежали. Те, кто хотел купить ваши работы, и так их купили.
Скачавшие пиратскую копию в любом случае не дали бы вам ни гроша.
Жалко терять халяву, понимаю, светят на горизонте миллионы “упущенных” рублей, но это так. Эти деньги вам не достанутся. Перестаньте на них облизываться.

2. Вместо этого, воспитывайте людей.
Учите честности и объясняйте, почему купить произведение любимого автора важно. Не сомневайтесь: 99% ваших поклонников с готовностью послушаются и купят книги. Правда, эти 99% поклонников – всего 10% от прочитавших книгу. Ну да, мало. Старайтесь понравиться большему числу людей. Для этого пишите лучшие книги.

3. Дайте им возможность заплатить.
В идеальном мире, о котором я говорил выше, такая возможность будет у каждого. Если один способ не подходит, сгодится другой. Как только где-то возникнут сложности с оплатой, найдётся предприимчивый человек, который эти сложности устранит (и заработает притом).
Нынче издатели-монополисты правят бал, и так привыкли к этому, что даже не думают развиваться – и упускают настоящие прибыли, в отличие от миражей, за которыми они гоняются, борясь с пиратами.

Публикуйте всё в Интернет.

Глупые авторы и глупые издательства боятся публикации в Интернет, хотя это самый быстрый и самый надёжный способ получить деньги. Люди из-за того не покупают легальные издания, в основном, что их сложно купить. Нужно ехать в книжный за книгами, искать диски в специализированных магазинах, покупать карточки Яндекс.Деньги для заказов на одном сайте, и вебмани – на другом (а на третьем вообще годится только виза).
Сделайте так, чтобы покупка совершалась одним нажатием мыши. Чтобы принимались любые средства оплаты, вплоть до SMS. Чтобы купленное тут же становилось доступным, и могло быть скачано моментально, в любом формате, без всяких ограничений. Сделайте – и вы получите просто до черта денег.

А пиратство? А что пиратство. “Отвяжитесь, наконец, от пиратов”. Забудьте про них. Пираты всё равно будут жить, что бы вы не делали. Выложите вы свою книгу в интернет, или нет – она в любом случае появится там через пару дней после выхода. Глупо отказываться от прибылей, чтобы “своими руками не помогать пиратам”. Они и без вас справятся, а вы потеряете деньги и, главное, досадите своим поклонникам.

4. Боритесь с пиратством.
После всего сказанного такое предложение должно звучать странно. И тем не менее: забудьте о пиратах, но боритесь с ними. Забудьте об отдельных пользователях, и боритесь с явлением. Как? Сотрудничайте с сайтами, которые распространяют ваши работы. Предлагайте им выгодные условия контракта. Предлагайте им бонусы за то, что они легализуются. Судитесь и ругайтесь с теми, кто не платит отчислений. Натравливайте армию фанатов на нелегалов – они затопчут их и зальют грязью.

Речь, конечно, не о Pirate Bay. Бессмысленно судиться с торрент-трекерами, нечестно требовать от них фильтрации результатов. Это опять проявление монополистического мышления. Трекеры – лишь выражение воли народа, а судиться с народом значит противопоставлять себя ему. Надо действовать наоборот: роднитесь с народом.

Если фансаб-группа саббит ваше аниме – предложите им распространять саб на платной основе. Предложите это всем желающим. Помогите им организовать магазин. Одолжите место на вашем торговом сайте.
Если вашу книгу перевели на чужой язык любители – помогите им издать её, и получайте с неё отчисления.

Помните: ваши работы пиратят не потому, что пиратство приносит удовольствие, а по одной из нескольких причин:
1. Они не очень нравятся читателю (пишите лучше!)
2. Их неудобно покупать (продавайте по-всякому! принимайте к оплате всё!)
3. Они плохо оформлены (не защищайте игры и музыку!)
4. Они очень дорого стоят (тут всё ясно, не жадничайте!)
5. Читатель просто сволочь (и вы его не исправите, воспитывайте детей!)

Напишите комментарий:

Если хотите, можно залогиниться.

*