В головах наших людей существует магический переключатель, которые отделяет финансовые вопросы от нефинансовых. Как только в деле появляются деньги, переключатель щёлкает и человек теряет способность думать трезво. В голове его поселяется единственная мысль: “о, деньги, он хочет нажиться, он жирует, это барюга-бизнесмен, нужно доить его по максимуму”.
Примеры?
Бесплатный и популярный сайт объявляет о сборе пожертвований. “Раскрутили проект и теперь решили набить карманы”.
Появляется компания, желающая переводить и издавать аниме. “Наживаются на честных фанатах”.
Некто открывает онлайн-магазинчик аниме-мелочей. “Барыги лезут в нашу субкультуру”.
Писатель предлагает покупать его книги, а не качать бесплатно. “Мало ты без того толстый!”
В кое-как сводящем концы с концами магазинчике продали некачественный товар. “Пойду ругаться с этими сволочами, ишь, только обмануть думают”.
А между тем, бесплатный и популярный сайт тратит 400 баксов из кармана владельца каждый месяц. Компания, желающая переводить и издавать аниме, основана под заклад квартиры и дачи директора, и прибыли пока получила достаточно для оплаты электричества в подвальном офисе. Онлайн-магазинчик открыл сердобольный фанат, который хотел продвигать эту самую субкультуру в массы. Писатель… ну ладно, он и правда и без того толстый Но есть другие, худые, принципа это не меняет. А магазинчик сам был обманут поставщиками, и вообще его скоро закроют, и жителям придётся бегать за два квартала обманываться к другим сволочам.
Я всегда против копирайта и принудительных поборов. Но я также против этой дурацкой склонности считать получение денег за труд чем-то неправильным. Заплатить – не значит быть обворованным. Те, кто просят денег – не всегда барыги. И даже чаще не барыги, а такие же люди, как и деньги дающие, только готовые ради общего блага трудиться и рисковать.
Что самое смешное, эта странная черта характера – равнять взимание платы и воровство – встречается обычно всё у тех же людей, что любят поболтать про “работу на дядю”. По-моему, это просто говорит об их неспособности работать вообще. Ни на дядю, ни на кого.