Я не люблю, когда люди ругают сами себя. Дело здесь вот в чём.
Все мы иногда совершаем ошибки. Часто на момент совершения ошибки не кажутся нам ошибками, они кажутся нам правильными поступками. Только потом мы понимаем, что ошиблись, но вернуться назад и исправить ошибку уже не можем.
Пусть неделю назад я сделал что-то очень плохое. Тогда оно казалось мне нормальным, но теперь я изменился и считаю, что был неправ. Плох ли я был тогда? Да, по моей нынешней мерке – я был плохим человеком. Но плох ли я сейчас?
Правильный ответ: нет. Ведь быть плохим – значит, поступать плохо. Нарушать свои идеалы добра. Сейчас я не поступаю плохо, и даже сожалею о прошлом плохом поступке. Так за что же мне себя ругать?
Другой пример. Уже поступая плохо я знал, что ошибаюсь. Однако не сумел устоять перед искушением. Теперь, когда искушение позади, я трезво смотрю на вещи и недоволен собой. Я желаю исправиться и предпринимаю конкретные шаги для того, чтобы тренировать волю и в другой раз не поддаваться соблазну. Что я могу сказать о себе в такой ситуации? Что я слабовольный человек.
Но подлец ли я, мерзавец ли я, скотина ли я? Нет, нет и нет, если остаюсь верен своим идеалам и стараюсь воспитать себя. Другие могут по каким-то причинам назвать меня мерзавцем, если их система ценностей расходится с моей, но сам я – никогда.
Так в каких же случаях я открою дневник, сниму трубку, пихну в бок соседа и жалостным тоном скажу: “Знаешь, я такой мерзавец!”
Правильный ответ: когда я желаю оставаться мерзавцем. Когда остатки совести, былой морали, словно обломки гнилого зуба нудят тупой болью, мешая мне наслаждаться жизнью. Когда мне хотелось бы просто махнуть рукой на всё, но тихий, не до конца раздавленный голос бубнит: ты мерзавец, ты мерзавец, ты мерзавец. Тогда я жалуюсь другу:
– Знаешь, я такой мерзавец!
Мною движет тайная надежда, что он скажет: “ничего страшного”, голос совести заткнётся, и я смогу быть мерзавцем дальше столько, сколько захочу. Мне разрешили.
Поэтому, друзья, знакомые, читатели, писатели.
Если вы говорите “я совершил ошибку” – я вам сочувствую.
Если вы говорите “я поддался искушению” – я желаю вам научиться придерживаться ваших идеалов, какими бы те ни были.
Если вы говорите “я поступил низко!” – я рад за вас, поскольку с тех пор вы, видимо, выросли.
Но когда вы говорите “я подлец”, “я эгоист”, “я думаю только о себе”, имея под этим в виду “я такой, и я являюсь таким прямо сейчас, и не собираюсь исправляться” – мне становится противно вас слушать. Иногда мне неизвестно, за что вы наградили себя подобным эпитетом, но, наверное, вы знаете, о чём говорите. В конце концов, кто понимает вас лучше вас самих?
И если вы прямо сейчас являетесь подлецом, понимаете это, и не перестаёте в ту же секунду быть подлецом, не бросаетесь исправлять ошибки, не клянётесь отныне поступать правильно, а пишете “я подлец” в свой жж или говорите “да, я эгоист” мне – ну что ж.
Спасибо, что сообщили, я учту.