А вообще на редкость напряжённая и запутанная книга для Акунина. Странно, что она не сделала серию о Пелагее популярной, как было с Фандориным раньше. “Пелагея и белый бульдог” – нормальный роман, но звёзд с неба не хватающий, так – нечто вроде “Азазели”: прочёл – и ладно (удивляюсь, за что Азазель люди хвалят). Чёрный монах же – настоящий Холмсовский детектив с кучей странных героев, совершающийся в бредовом мире между явью и сном. Связный и неожиданно из вполовину мистического становящийся совершенно прагматическим, а под конец и жутким, научным.
Расточительство небывалое для Акунина – так прозрачно намекнуть и не припечатать контрольным разъяснением для дураков, не занять в сюжете. Ведь в этой же книге чуть раньше за разом раз проходился он по Льву Николаевичу, а потом и ещё по иным! С другой стороны, прагматично всё объяснил и загнал мистерию в колею реальности, так что не зря старался, а тут резону не было, но всё равно…
Может, я такой впечатлительный – мне жутко от этой недосказанности.
Кстати, был у кого-то из старых классиков, у Уэллса, что ли, похожий рассказ про небесную сферу, которая издавала волшебный звон, и где туземцы всем заезжим головы рубили.