Я однажды в разговоре с верующим сказал вещь, которая прежде мне не приходила в голову.

Мне говорили: “Не раз ведь так бывало, что за больного молились – и он выздоравливал”. Я сначала ответил обычным “Вы же не знаете, может, он и так бы выздоровел”, а потом добавил:
– Если вы склонны приписывать выздоровление молитве, то давайте будем последовательны. Не раз так бывало, что за человека молились – и он умирал; это значит, молитва его убила.
– …Что-что?
– С чего вы взяли, что молитва действует только в плюс? Почему, когда человек умер – это “молитва оказалась бессильна”, а когда выжил – “молитва помогла”? Давайте наоборот: умер – убит молитвой, выжил – пересилил её.
– Но ведь молитва хорошая вещь, она не может вредить…
– Почему хорошая?
– Но она помогает…

И далее обычный замкнутый круг. Молитва хорошая потому, что помогает. А считаем, что она помогает мы потому, что она не может вредить, ведь она хорошая.
(Конечно, всё это пустое: определить, помогает молитва или вредит, можно было бы двойным слепым экспериментом на паре тысяч людей. Но такие эксперименты ставились многократно, и действие молитвы почти всегда оказывалось эквивалентно плацебо: иными словами, что молись, что нет, умирает одно и то же число людей)

Напишите комментарий:

Если хотите, можно залогиниться.

*