Записи за месяц: October 2015

Квалия или квалиа

Пока я мучаюсь над переводом книги, предлагаю дискач: Что делать со словом “квалия”? Дело в том, что оно пишется через последнюю букву “А”: “квалиа”. На мой вкус, это звучит и выглядит ужасно. Кроме того, как и любое слово-уродец, “квалиа” нельзя склонять:

Ощущение того, как поражённую часть тела что-то морозит, жжёт, щиплет или щекочет – это квалиа «боли», и когда из-за этого квалиа вы мучаетесь, злитесь или даже, может быть, радуетесь, вы тоже испытываете соответствующее квалиа.

Как будто в текст в этих местах влезает усатый повар-француз или итальянец. А название? “Квалиа сиреневого цвета” Ле пердю.

На язык само просится “Квалия”, которое прекрасно склоняется: “квалию, квалии, квалией”. Но если погуглить это слово, то первым результатом будет моя заметка про книгу, а дальше – чьи-то переводы манги. В википедии даже редиректа такого нет – значит, это страшный орисс, малоизвестная выдумка.

Я бы повоевал за обрусевший вариант, если б переводил какой-нибудь ключевой философский труд, но разумно ли это делать здесь? Научно-фантастическая повесть едва ли может задать стандарт перевода этого слова, значит, ей суждено будет оставаться “безграмотно переведённой”. И в то же время, “квалия” встречается в книге на каждой второй странице, обидно, если все они будут звучать пустой нотой неопределённого рода.

1. Нравится ли вам слово “квалиа”?
2. Считаете ли вы слово “квалия” безграмотным?
3. Какое слово правильнее использовать в переводе?

Что смотреть в осеннем сезоне

Кстати, сезон-то выдался неплохой.

Норагами Арагото для тех, кому нравится Норагами (он неплохой)
Young Black Jack
One punch man
Sakurako-san no Ashimoto ni was Shitai ga Umatteiru (Под ногами Сакурако-сан лежат в земле трупы)
Subete ga F ni Naru

Ни про один не могу сказать, что скучно. Норагами как Норагами, пока держит марку. Young Black Jack это про молодого врача, который выполняет невозможные операции, жанр серьёзный.
One punch man – стёб про ОЯ саларимана, который нереально overpowered. Дикий хайп по нему, сериал тысячелетия 111, но в общем-то и правда забавно.
Сакурако-сан про тётку остеолога, скелеты изучает, эдакий мертвецкий Шерлок Холмс со своим Ватсоном – тоже полусерьёзная подача, пока интересно.
Субете га Ф ни нару – Ноитамина по ВН-ке от KID и Такуми Наказавы (Ever17), что в ней будет – не знаю, но вы можете себе представить. Первая серия скорее хорошая Ноитамина, чем плохая, но тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

Ну ещё Owarimonogatari, который всё равно все будут смотреть, но первые две серии уже сделаны так уныло, что можно смело дропать.

Настоящая раменная в Москве

На Мясницкой есть крошечная лапшичная, в которой подают рамен, неотличимый от японского. И обстановка такая же, как в японских забегаловках – даже стоячие места есть. Как будто маленький уголок вырезали и перенесли из Японии.
Меню обширное, блюда стоят 300-340р.. Но забегаловка действительно крошечная и именно такая, какие бывают забегаловки (быстро перекусить), поэтому приходить туда “посидеть” нет смысла. Негде сидеть.
В лапшичной есть автомат DyDo.

Марсианин

Очень неплохой фильм! В отличие от сказочно бестолкового Интерстеллара вся наука в Марисанине годная – хотя бы в общих чертах. Мехмат одобряет.

Понятно, что на реактивной струе из ладони далеко не улетишь, только закрутит. И пылевых бурь на Марсе, наверное, не бывает. И самое сложное герою делать не пришлось – воздух, воду и электричество книга ему дарит. Да и спасать его никто бы не стал: у каждой жизни есть цена, и полёт к Марсу стоит дороже. Да, это сказка, но сказка про умного и решительного человека, которому везло, сказка в целом правильная, а сказочная в подробностях.

“Берёшь свои проблемы, и решаешь их – одну за другой. Когда проблем не останется, ты победил.”

(ещё)

Характерно, что “Марсианин” не гонится за наукой ради галочки. Никто не хвастает тем, что Кип Торн рассчитал физически верную чёрную дыру, или что разгонный манёвр вокруг Земли проверен на суперкомпьютере.

Потому, что это неважно – достаточно, чтобы наука не была совсем уж глупой. Никто бы и слова не сказал Интерстеллару, если бы чёрную дыру не обсчитывали физики. Довольно и того, что она чёрная, из горизонта событий нельзя выбраться и рядом замедляется время. Не нарушайте очевидных правил, а дальше главное сюжет.

Вот в чём Марсианин научен. Его сюжет прямой и понятный: будь находчив, не сдавайся – и победишь. Это правда, которую мы не раз видели в жизни. Сюжет Интерстеллара – “любовь это физическая сила, которая превосходит время”. Это пустой набор слов, который не смог бы объяснить даже напечатавший его человек. Ну попробуйте. Любовь это физическая сила? Вы серьёзно так считаете? Любовь – это реакции нейронов в голове, это химия крови. Любовь превосходит время? Как? Чем? Вот она, настоящая ненаучность. Когда она зашита так глубоко в ткань фильма, никакие физически достоверные чёрные дыры не могут исправить дела.

Ещё могу похвалить то, что фильм даёт верные уроки: если попал в беду, не суетись. Марк действовал рассудительно и справился. Ракету снабжения хотели запустить побыстрее, пропустили проверки и она взорвалась. А это был единственный шанс!

Почему спасать Марка никто бы не стал? Почему у его жизни есть цена?

В фильме сначала к нему отправили ракету снабжения, затем ещё одну на китайском носителе, наконец, развернули и отправили в новый полёт межпланетный корабль, и в конце концов истратили носитель миссии Арес-5. Каждая из этих жертв стоит дороже, чем тренированный космонавт.

Конечно, бесчеловечно мерять жизнь в деньгах, но так или иначе жизни сколько-то стоят. Потраченные на Марка много миллионов (миллиардов?) долларов – это пенсии, это благотворительность, бюджет, это общее состояние экономики, из-за которого миллионы людей купят плохие продукты, бесполезные лекарства, умрут раньше времени.

Деньги это не ничто. Это потерянные годы космических исследований, несделанные открытия, застопорившееся развитие науки – всё ради одного космонавта, ради принципа. Принципы дорого стоят, но не так дорого.

Борис Васильев, “В списках не значился”

– Папа говорит, что Гитлер стягивает вокруг нас кольцо,
– У нас с Германией договор о ненападении, – хрипло сказал Коля, потому что кивать головой или пожимать плечами было уже невозможно. – Слухи о концентрации немецких войск у наших границ ни на чем не основаны и являются результатом происков англо-французских империалистов.

– Но самое главное – это решающая мощь нашей Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар.
– А Финляндия? – вдруг тихо спросила она.
– А что – Финляндия? – Он с трудом скрыл неудовольствие: это все паникер папочка ее настраивает. – В Финляндии была глубоко эшелонированная линия обороны, которую наши войска взломали быстро и решительно. Не понимаю, какие тут могут быть сомнения.


За узкими щелями отдушин холодно полоснуло голубоватое пламя. Колыхнулись лампочки над потолком.
– Гроза, что ли? – удивилась Анна Петровна. Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет, но сквозь отдушины в подвал то и дело врывались ослепительные вспышки. Вздрогнули стены каземата, с потолка сыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов.
– Склад! – вдруг закричал Федорчук, вскакивая. – Склад боепитания взорвался! Точно говорю! Лампу я там оставил!


Густой желтый свет пропитанной салом пакли освещал их. Горбатые тени метались по сводам, уходившим во мглу, и Плужников слышал, как бьется ее сердце.
– Зачем ты здесь? – с тоской спросил он. Мирра впервые подняла лицо: свет факела дробился в слезах.
– Ты – Красная Армия, – сказала она. Ты – моя Красная Армия. Как же ты можешь? Как же ты можешь бросить меня?


Мирра потупила глаза, вылезла и села на кирпичи, заботливо обтянув платьем колени.
– Так вот ты какая, оказывается.
– Ну, такая, – сердито сказала она. – Не смотри на меня, пожалуйста. Не смотри, а то я опять залезу в дырку.
– Ладно. – Он улыбнулся. – Я не буду, только ты слушайся.