Когда дети спрашивают “Почему у бобра большие передние зубы?” взрослые обычно отвечают “Чтобы было удобнее грызть деревья и складывать из них плотину”. Хотя правильный ответ должен быть “Потому что выжили бобры с большими зубами, а бобры с мелкими зубами вымерли. Так уж устроена эволюция — мы видим лишь выжившие виды, а их особенности — это то, что помогло им выжить. Природа не помогает животным, она лишь оставляет в живых тех, кто мутировал удачнее”. Так что почти на все вопросы о животных можно не парясь отвечать “Остальные умерли”. “Почему у зайчика зимой белая шубка?” — серых зимой сожрали волки. “Почему зебра полосатая?” — зебр без полос сожрали львы. “Почему у слона большие уши?” — слоны с маленькими ушами померли от жары. “А почему у капибары…” — остальные умерли, их сожрали, они подохли, смерть, смерть, смерть, будешь задавать много вопросов — выживет твой молчаливый брат.
Хотя выживание и размножение это единственное, что сберегло наши гены, но это не единственное наше желание. Почему? Почему мы круглыми сутками не думаем “жить, убивать, размножаться”, если всех, кто мечтал о странном, а не убегал, сожрали волки?
Потому, что выживание это задача, а наши стремления и ценности это ответ на неё. Набор коэффициентов в полиномиальном решении. Найти ответ — это не просто повторить условие. Нельзя выжить, просто захотев выжить, но можно выжить, захотев учиться и дружить, не бросать своих и наказывать негодяев, будучи любопытным или осторожным, честным или коварным. Простая цель разбивается на тысячи сверкающих осколков.
И все они нужны, как нужны мышцы или зубы. Нет ничего лишнего. Все стремления и склонности это не блажь, а подобранные буквы огромного пароля. Даже бестолковые мысли или эгоизм — иначе бы их в нас не было. Тех, кто не любил слушать сказок, кто не карябал камнем на стене, не плакал, не желал справедливости и не мечтал, этих людей сожрали волки.
Как все части тела это в каком-то смысле репродуктивные органы, так и каждая наша черта, чудаческая, ошибочная, с виду произвольная, это всё же в какой-то степени вполне физический секрет нашего выживания.
Так вот. Это была экспозиция! Что я хотел сказать:
Вселенная безнадёжно романтична, поскольку для выживания здесь требуется любовь