“Официальный” этаж настоящим комикетом не считается, хотя и самый яркий, богатый и понятный, а все товары на нём высокого качества. В каталоге комикета ему отведено лишь несколько десятков страниц из 1400. Да, это не ошибка, тысяча четырёхста. Каталог комикета – это “Жёлтые страницы Москва”: том, которым запросто можно убить, а весит он столько, что с каталогом в сумке уже и покупать ничего не хочется.
Нужен персонаж для Мугена, который будет драться этим каталогом
Хардкор начинается на других этажах.
Западные залы 1-2 и восточные залы 1-2-3, 4-5-6 – это и есть “настоящий комикет”. В них нет высоких красивых будок с постерами, только бесконечные ряды столов. Каждый день продавцы за столами новые, они сгруппированы по тематике. “Tiger&Bunny”, “One piece”, “Gundam”, “JUMP – прочее”, “Оригинальные работы (для парней)”, “Оригинальные работы (для девушек)”, “Рукоделие”, “Игры (исторические)”, “Обсуждение” и тому подобное.
В первый день я не был, но мне сказали, что это был день яоя. Второй день тоже был день яоя и тохо. Задротки, представленные на “официальной части” в меньшинстве, отыгрались на задротах сполна. Путешествие по главным залам было кошмаром: зоны, где плохо нарисованные элегантные мальчики многозначительно жмутся друг к другу щекой сменяли зоны, где надоевшие до оскомины девочки в платьях с бирюлечками щупают друг друга за сиськи.
Кстати, в каталоге описаны правила, по которым вашу продукцию относят к 18+. В частности, нельзя, чтобы торчало бельё.
На третьий день стало получше. Яой, наконец, исчез, а вместо него оставшиеся девушки выкатили рукоделие: всякие там вручную раскрашенные кошечки-брелочки, фигурки, не помню, что ещё. Целые ряды превратились в магазины “Всё для дома”. Вот это другое дело, я себе даже купил брелочек – и огромного жука под стеклом, на иголках (его, правда, мужик продавал).
Но сложнее всего на комикете покупать додзинси. Там восемь гигантских залов, 10 000 продавцов каждый день. Это значит, что никакое “вернусь позже” невозможно: не хватит времени, а если вернётесь – всё уже будет раскуплено. На комикете мимо каждого стола проходят не больше одного раза, и решение надо принять немедленно. Если что-то приглянулось, покупайте тут же.
Пуэлла Маги Дзёдзёка Магика. Была распродана.
И вот у вас 10-15 секунд на то, чтобы посмотреть товар и решить, нужен ли он. Если это книжка, вы вообще нифига не поймёте, много вы за 15 секунд начитаете? Тем более, по-японски. Если манга, то же самое. В додзинси обычно 20-30 страничек, не читать же их все. Только и остаётся, что смотреть на картинки и покупать, если рисунок нравится или смешное что-то заметил.
Получается, весь комикет заточен под картинки. К кругам, у которых на постере нет чего-нибудь броского, вообще никто не подходит (потому, что вас десять тысяч, блин!). Если картинка красивая, но не эротичная, люди тоже идут мимо, поскольку у соседей красивая и эротичная. Так что выход один. И вы его поняли. Нарисовать к своей манге про посадку картошки самую фривольно одетую колхозницу на обложку. И надеяться, что когда её не обнаружится в манге, люди не обидятся.
Таким обманом действительно много кто занимается!
Вообще, отношение к приличиям на комикете необычное. Ни продавец, ни покупатель не испытывают ни малейшего стыда, обмениваясь мангой, где на каждой странице можно ставить один большой сплошной квадратик цензуры. Подходишь, спрашиваешь у продавца:
– Миреба ии н дес ка? (Можно посмотреть?)
– Хай!! – и улыбается! Его таланты художника оценили. Пожалуйста, люди, не стесняйтесь, смотрите! Самая хорошая сцена вон там, на пятой странице, где он её ******* ** ***** ****, и брызги ****** ***** * ********!
А уж если купить у них что-нибудь! Счастью и благодарности нет предела (Вы только не спрашивайте, откуда я это знаю)
Целая секция во второй день была посвящена живым моделям. Там девушки продают диски с собственными фотосетами. Никого ничего не смущает. Стеснительные отаку не видят проблемы в том, чтобы подойти к девушке и попросить “дайте мне вон тот диск, где вы в бикини, чтоб я на него подрочил“. А девушки только рады его продать.
Хотя на самом деле не так уж много на комикете стереотипных отаку – толстых, прыщавых, увешанных сумками, и так далее. Обычные японцы, часто даже симпатичные. Много девушек. Не то, чтобы прям модницы все, но одеты хорошо. Кстати, в Японии все-все-все одеваются по-разному, особенно девушки. Шорты, короткие юбки, юбки до пола, майки, кофты, плетёные шляпы… Двух похоже одетых девушек не найти, если только не считать девушек в школьной форме!
Типичная цена додзинси – от 200 до 500 йен. Более красочные, с цветной обложкой и хорошим рисунком стоят до 650, чёрно-белые простенькие можно изредка купить и за 100. Для участников комикета доступны дешёвые фирмы самиздата, поэтому разница между качеством издания и рисунком иногда огромная. Прекрасная бумага, картонная обложка, открываешь – а внутри курица лапой рисовала, детские каракули. Но напечатанные, как у взрослых! Ещё бывает, нарисовано сносно, но не закрашено тонами, и страницы выглядят полупустыми.
Очередей обычно нет. Только к паре кругов стояло по 20-30 человек, уж не знаю, чем они так прославились. С виду додзинси как додзинси.
Boloshoy Soyuцz. Мы сообщили девушкам за стойкой, что прибыли именно оттуда
Кроме додзинси продают ещё книги (и немало), доморощенные визуальные новеллы и додзин-игры. Причём игры бывают разные, и аркады, и стратегии. Торгуют музыкой, обычно её можно послушать в наушники, а в игры поиграть, но опять же, много ли наслушаешь и наиграешь за 15-20 секунд?
Говорят, настоящие хардкорные отаку не гуляют по комикету как попало.
Во-первых, они заранее смотрят, какие ряды им интересны. К примеру, не нравится им Тохо – это половина залов во второй день уже выброшена. Дальше они выбирают любимые круги, которые обязательно надо посетить. Страницы с информацией о них вырываются из каталога, чтоб не таскать его с собой целиком. И отмечают те круги, которые заинтересовали описанием или картинкой (а все круги, все 35 000, в каталоге описаны).
Чего в каталоге нет – это указателя по оригинальным работам. Например, так: “Додзинси по Ореимо – круги А-112, К-65”, и так далее. Видимо, из-за того, что круги до последнего момента не уверены до конца, что будут продавать
Коробки от распроданной печатной продукции
Распродают в основных залах всё ещё быстрее, чем в “официальном”. И если там можно вернуться на следующий день, то здесь кто не успел – тот опоздал. Комикет открывается в 11 утра, и к часу уже можно не сомневаться: если внимание привлекла красочная картинка на постере какого-то круга, то как раз эта додзинси у них распродана. Потому, что она привлекала внимание всех и до тебя.
Поэтому к двум часам остаются только те додзи, которые до сих пор покупали плохо, то есть, обычно – средние и слабые. Бывают, конечно, исключения, когда круг не вынес своей самой крутой манги на постер, или когда крутых манг несколько, или когда круг не побоялся напечататься большим тиражом (а вдруг не раскупят?). Но после двух раскупают и это, и уже к трём-половине четвёртого все круги начинают сворачиваться. Толпы исчезают, столы пустеют, и только самые решительные продавцы высиживают до последнего, покрикивая “Мы это место не сдадим, мы будем тут до конца!”
На второй день где-то в это время появился дядька, который шёл по рядам и кричал:
“Товарищи продавцы, рабочий день заканчивается! Спасибо всем за труды! Проверьте, не свалился ли кто под стол, не умер ли? Если что, зовите меня, помогу дотащить до мусорного ящика!”
И даже после этого у некоторых кругов можно было что-то купить.
Кстати, другой смешной дядька гонял отаку, рассевшихся вокруг колонны отдыхать. В Токио Биг Сайто практически негде посидеть, а уж на пятисоттысячную толпу мест точно не хватает. Поэтому уставшие посетители садятся на пол в любом свободном месте вдали от людных маршрутов: возле стен, колонн, под лестницами, среди зала там, где загородки проносят мимо людские толпы.
И вот мы тоже решили сесть, но тут же появился сердитый дядька, который стал кричать:
“Уважаемые посетители, пожалуйста, не садитесь на пол! Вставайте! Попу себе застудите!”
Легко угадать, как отреагировали уважаемые посетители. Даже в послушной Японии на дядьку никто не обратил внимания. Тогда он стал кричать громче, сердитей, но всё так же уважительно, отчего стал ещё смешнее:
“Уважаемые посетители, извольте немедленно подняться!! Я кому имел честь сказать?!!”
Ну ладно, мы с посетителями поднялись и свалили застуживать попу к другой колонне. Но дядька пришёл и туда. И по его лицу было видно, что он придёт и в другие места, как терминатор. Пришлось читать каталог стоя.
На такой машине уезжали домой продавцы одного из кругов
Кстати, фотографировать на комикете можно только с разрешения – даже на площадке косплея, которая для этого и предназначена. Так что фраза “сяссин тотте мо ии н дес ка” – одна из самых полезных для не знающего японский иностранца. Полезнее только “аригато гозаимасу”, которую вообще можно использовать в любой ситуации. Рейги ни ва сугита кото га най, слишком вежливым быть невозможно.
Машину мы тоже спросили разрешения сфоткать. Народ посмеялся, согласился, только попросил подождать, пока они усядутся. То ли не хотели попадать на фотографии сами, то ли решили, что нам так будет удобнее.
Побывавшие на комикете японцы возвращаются домой. Как вы понимаете, мы спросили разрешения каждого человека на этом снимке
<- Комикет – часть 1 | Оглавление | Токийская башня и мост через залив -> |
5 комментариев
а какие-нибудь самодельные девайсы продавали? (роботов там или что нибудь светящееся/издающее звуки)
Я не видел. Но я многое пропустил в последний день, просто не успел всё обойти. Дискуссионные будки, милитари…
С огромным удовольствием прочла обе части отчёта. Спасибо, очень интересно рассказываете и показываете )
А что такое упоминаемые вами “круги”? То есть по смыслу я понимаю, но почему именно так называется?
Это торговцы на комикете, они по японски традиционно называются “саакуру” (circle), то есть, круг, группа людей.
Спасибо )