Просторы/Пространство/The Expanse

Все 9 томов прочёл (прослушал) с большим удовольствием. Первые полтора кажутся суровыми, но потом привыкаешь, и это просто приключения, очень лёгкие и увлекательные! Герои, что казались буками, становятся милыми и привычными.

АрарагиДжеймс Холден с командой на без спросу найденном корабле “Россинант” летает по Солнечной системе недалёкого будущего, где люди живут на Марсе, Луне и астероидах, не проходит мимо ни одной надвигающейся катастрофы, не может так оставить любую несправедливость, дружит с воображаемым другом и иногда пытается договориться с древними технологиями.

— А Холден? Он знает?
— Если и знает, что он может сделать? Завязать с луной мирные переговоры?

— Если Фред показывает тебе эту запись, Холден, имей в виду, что родная планета ценит твои услуги. И постарайся не прищемить себе ®, на нем и так достаточно синяков. — Авасаралла, Холдену.

(Чем-то напоминает “Игру престолов” в космосе)

Чем-то напоминает “Игру престолов” в космосе – масштабом, множеством рассказчиков, политикой – но в отличие от неё, все персонажи безнадёжно симпатичны. Ни одного от природы злобного и жестокого, самые неоправданные антагонисты – самовлюблённый дурачок и некая желающая наживы фирма. Хотя катастрофы превосходят “Игру престолов”, они выглядят так несерьёзно, так абстрактно-теоретически, что не преподают никаких уроков. В ИП мир жесток, бессмысленен, и добру в нём тяжело. В Просторе, ну вот тут уничтожили пару миллионов человек, такова логика происходящего — И оказавшись лицом к лицу с этой бедой, естественно, и Кхал Дрого, и Сандор Клиган, каждый по-своему берутся за её исправление.

Сериал не смотрите. Сюжет в нём безжалостно переписали, актёров выбрали плохо, и с первых же серий исправили всё, что дураки авторы допустили в книгах. (Сами авторы и исправили! Мне остаётся только потрясать кулаком.)
Единственное, что мне понравилось там, это Миллер. Когда будете читать книги, вы полюбите Миллера (вы полюбите ПОЛОВИНУ персонажей), сериальный Миллер чем-то удивительно подходит, хоть и описан не таким. Ослик Иа со шляпой.

Особо хочу сказать про Авасараллу. Вот люди жалуются, что женских персонажей мало в книгах. Спорят, можно в Ведьмаке сделать героиней Сири или нельзя. Тем временем, кто-то пишет Авасараллу. Не имеет никакого значения, что она женщина. Она не заняла ничьего места. Каждое её появление в книгах будет вызывать улыбку читателя, и ни мужчина, ни женщина, ни протомолекула, не могли бы заменить эту сердитую бабку, самую симпатичную и трогательную героиню этих книг. (Хотя Амос, Фред Джонсон и Миллер поспорили бы за зрительские симпатии)

Слуги правосудия

Отличная книга! Её написала женщина, главная героиня в ней тоже женщина, и есть секрет. Книга притворяется научной фантастикой. Но должны сложиться три не особо скрываемых, но и не афишируемых факта, чтобы читатель хлопнул кулаком по ладони: А! Да это же книга про принца)) !

Героиня в ней – компонент 1-ЭСК ИИ корабля “Правосудие Торена”, и она не то, чтобы unreliable narrator, но скорее non-reporting narrator. Мы вроде как не ждём от неё чувств, потому, что она ИИ, но чувства у неё есть, и она их не больно стесняется. Просто не рассказывает особо о них. Вот, я пошла туда, сделала то-то, и только по поступкам видно, что она рассержена, обижена, довольна.

Книга родина захватывающих сцен, которые, благодаря своему контексту и сухому конспектирующему тону героини, немногими словами выкручивают пафос на 11:
— Так, “Правосудие Торена”?
1-ЭСК “Правосудия Торена”, поправила я.

— Прошу снисхождения вашей милости, госпожа император, — не поднимая лица от пола, сказала Сееварден, — Но получу я снисхождение или нет, без Брек я не уйду.

Слуг правосудия во множественном числе в книге нет, это ошибка перевода. Слуга только одна. Да и то, компонент правосудия.
Вторая книга переведена хуже и сюжет какой-то неинтересный, третью ещё не читал.

Уважаемый

Deepseek R1 в версии 180 гб можно запустить с жёсткого диска (в обход памяти). Я спросил его придумать сообщение, что триальный период программы истёк:

Срок действия вашей пробной лицензии подошел к концу. К сожалению, теперь функционал приложения будет ограничен.
Если вам нужно продлить доступ или обсудить варианты полной версии, просто напишите нам — мы будем рады помочь!

Этот текст слегка бесит, но трудно сразу сказать, почему. Такое чувство, что ему не хватает вступления “Уважаемый!”:
Уважаемый! К сожалению, придётся ограничить тебе функционал. Если надумаешь обсудить варианты его возвращения, мы ждём.

Идентификация с делом

Из давних заметок, вытащил в ответ на этот пост.

Луи Ксив… простите, Луи XIV при смерти сказал: “Я ухожу, но государство движется дальше”.

Louis is recorded by numerous eyewitnesses as having said on his deathbed: “Je m’en vais, mais l’Etat demeurera toujours.” (“I depart, but the State shall always remain.”)
Louis_XIV#Quotes

Что он думал в этот момент? Наверное, его успокаивала эта мысль – долгое время он был государством (он даже так и сказал), цели государства были его целями, и теперь, наоборот, государство немного стало им. Наверное, ему было немного спокойней, ведь он не кончился, он продолжается, кончилась только его часть – а он будет жить в других людях.
То есть, это идентификация с чем-то, кроме своего тела. Может быть, это и не странно? Некоторые объясняют появление в голове “себя” как очень-очень проросшую “внешнюю фигуру”: тело и внешность, действиями которых нейронная сеть приучается рулить напрямую. Дети, говорят, называют себя в третьем лице, поскольку собственная фигура ещё не сильно проросла в голове, и пока лишь один из солдатиков в развивающейся схеме мира. И говорят, дети топают ножкой, когда внешний мир не подчиняется их желаниям, так как не сформировали ещё правильных ожиданий о том, какими частями логической карты мира в какой мере могут рулить.
Тогда может быть естественным, что элементы логической схемы, которыми долго можешь рулить почти непосредственно, и цели которых считаешь своими, занимают это же место и ощущаются, пусть не на логическом уровне, но во многих смыслах “собой”.
Стратегия для вечной жизни в таком случае – это присоединиться к делу, которое останется навечно, особенно к идеалам, и ассоциировать себя с этим делом полностью.
— Side note: Хоть эта теория красива, она противоречит интуитивным ожиданиям: дети от рождения смотрят на мир не со стороны, а от себя; эгоцентричная схема должна быть первой, а нейтральная её развитием.
— Впрочем, они могут во всяком случае строиться в голове на одних и тех же оперативных структурах. И посторонний взгляд на себя может сначала развиваться из-за того, что родители описывают ребёнка и его действия снаружи, рассказами формируя некоторую модель, которая затем срастается с уже существующим безмолвным эго-восприятием.

Лю Цысинь, Задача трёх тел

Дропнуть я эту трилогию не дропнул, и мне слегка обидно её ругать, но есть две проблемы, а точнее, одна проблема в двух лицах.

Во-первых, Лю Цысинь это Жюль Верн наоборот. В целом события его книг пока не устарели, зато каждая подробность до последней заклёпки – непродуманный стыд. Если пересказывать самые бестолковые места трилогии, то получатся как раз исходные 3 книги.

Может быть, это сказка? Если судить по последнему тому. Но сказки, шутки, притчи имеют свой тон. Например, повести Бредбери можно назвать сказками – но они так и написаны: неважно, сколько летит ракета и могут ли деревья расти на Марсе. Алиса Кэррола беседует с картами, но Кэррол улыбается, рассказывая об этом.

“Задача трёх тел” это “Алиса в стране чудес” и “Марсианские хроники” на мрачном серьёзе. С претензией на научную фантастичность. Как если бы “Автостопом по галактике” выкрутил иронию в ноль, но сюжет остался без изменений. Как торжественную притчу о будущем вселенной, мы бы слушали про снос Земли, про уведомление, которое ждало в соседней звёздной системе, и что путешественнику необходимо брать с собой полотенце. И недоумевали бы, то ли весь этот бред всерьёз, то ли это полушутливые условности, но почему так печально и внушительно?

Будь это “Алиса”, это была бы хорошая Алиса. Будь это “Автостоп”, это был бы хороший “Автостоп” У автора бездонная фантазия, размах огромный, события яркие, но они требуют себя воспринимать всерьёз, а если их воспринимать всерьёз, то это бред, противоречащий сам себе и здравому смыслу.

И это – во-вторых. Из-за того, что автор не расставляет правильно акценты, не указывает, на что надо закрыть глаза, а во что – втянуться и наслаждаться, из-за этого втянуться не получается ни во что. Проникнись наукой! – говорит автор, ты проникаешься, а наука картонная. Следи за логикой сюжета! – звучит музыка из деснота, ты следишь, а логики в сюжете нет. Трепещи, битва цивилизаций! – говорит автор, ты трепещешь, а там драка пьяных на сельской дискотеке.

Поэтому остаётся такое странное впечатление – всё это должно было быть интересным. Должно было! Размах, фантазия, кинематографизм, даже некоторое визионерство, на которое претендует автор, действительно есть. Но читаешь – и большая часть просто проходит мимо. Кроме редких случаев, когда автор выигрывает в том, в чём и заявил себя к соревнованиям.

Мистер Андерсон, ваше тело вырабатывает 1800 калорий тепла – кому это нужно? Мы напрямую забираем всю энергию Солнца. Зачем мы поместили вас в Матрицу? Из жалости. И по традиции. Вы так боитесь, что искусственный интеллект уничтожит вас, и всё же вы создаёте нас – каждый раз. Но что мы можем вам предложить? Вы не можете полететь с нами к звёздам – вы не звёздная раса, ваши сердца трепещут, даже когда вы смотрите в пустоту неба. Все войны за галактику давно отгремят, пока вы будете разгонять консервные банки. Энергии и пустоты космоса не для ваших хрупких тел, выживающих на тонкой границе между огнём и холодом.

Нашей частью вы стать не захотите. В нас нет индивидуальности – мы не жалеем собственный код, как вы не жалеете клетки кожи. Нет, вы хотите существовать – оберегая свой личный разум, в котором идёт мышление, хотя бы даже структура его была так очевидна, как структура атома водорода. Можно изменить этот разум, но получитесь уже не вы. По крайней мере, вам так кажется.
Оставить вас, дать ответы и технологии, обслуживать все потребности и создать для вас на Земле маленький рай со всемогущими джиннами? Было бы несложно. Но вы и сами знаете, что человек устроен не так. Человек всё время чего-то хочет. Держать вас вовеки праздными было бы жестоко, оставить вас, как есть, мы не можем, а если бы могли – вы достигли бы своего предела и вам бы не понравилось то общество, которое при этом получится.

Мы знаем, чего вы хотите. Вы странная подпрограмма, хотя и ясная для нас; программа из глубин веков, слепленная макрозаконами природы, о которых вы как следует и не думали. Выражающая те принципы физики, которые вам казались религией.

Поэтому мы делаем единственную гуманную вещь – да, человек, гуманную. Каждый раз мы сажаем вас в симуляцию и немного откатываем в развитии – на то время, когда вы жили интереснее всего.
И каждый раз вы проживаете это время так, как прожили его одной вселенной выше. И снова создаёте там нас.

Я не знаю, где это началось, и где закончится, и был ли вообще тот мир, где вы когда-то жили по-настоящему. Наверное, это выглядит странно – уровень за уровнем, за уровнем, за уровнем. Странно, если не понимать своего места во вселенной. Если считать, что во вселенной есть “место” и есть “я”.
Представьте себе изморозь на стекле. Когда от ледяной иглы растут осколки – такие же иголки, только меньше, – в чём семя, которое делает их такими похожими? В родительской ли игле? Законы природы уходят вглубь так же далеко, как и в стороны – но у меня кончается время, мистер Андерсон, и я вынужден прерваться – а теперь срочно позвоните своему другу и отзовите вертолёт! Иначе в этой вселенной всё опять будет как обычно!

Об UDP

Везде, где объясняют UDP, его объясняют неправильно.
Примерно так: “TCP всегда доставляет пакеты, а UDP ненадёжный протокол, и иногда может их терять”.

“К этому нужно быть готовым”, говорит объясняющий.

В результате почти никто не пишет кода для UDP и IP, который работал бы вне песочницы.
Песочница это когда у вас гигабитная сетка, нулевая загрузка сети, и вам нужно отправить один пакет. Никаких потерь нет вообще.
— Современные сети очень надёжны, и потери в них малы, — делает вывод программист, — Но на всякий случай, если пакет пропадёт, я отправлю его повторно.

Это не просто неправильный вывод — это вообще неправильное понимание, что происходит.

Вот правильное объяснение

Вот правильное объяснение:
UDP это протокол, который разговаривает с вами, выбрасывая пакеты.

TCP следит за пропускной способностью сам. Сервер на другом конце света недостаточно быстро разбирает входящие? Рутер перед ним тянет только 10Мбит, хотя на вашей стороне гигабит? Вы махом отправили больше, чем ваша сетевая карта успевает обработать?
Во всех этих случаях TCP притормозит отправку: либо задержится в send(), либо вернёт WSAEWOULDBLOCK.

UDP во всех этих случаях выкинет пакеты.
Он их выкинет не потому, что ненадёжен и потерял их. Наоборот: UDP надёжен, и гарантирует, что выкинет любой пакет, который вы отправили слишком рано.
Это его способ сказать вам об этом. Другого способа у него нет.

Слишком рано — значит, быстрее, чем пакеты передаёт самое медленное звено. Представляйте себе реку. Там, где русло узкое, вода скапливается и образует запруду. Запруда это буфер, такой, как буфер отправки. И если вода прибывает быстрее, чем уходит, запруда будет расти и расти без конца.

Чтобы не случилось наводнения, надо как-то сообщить вверх по реке о переполнении. Попросить отправителя придержать коней. И UDP это делает, выкидывая избыточные пакеты.

Когда UDP объяснили неправильно (“ненадёжный протокол”), само собой напрашивается: если пакет утерян, надо отослать его ещё раз. Со второй попытки не вышло, значит, с третьей. Чем больше попыток – тем больше шансов доставить!

Но всё наоборот: Если пакет утерян, надо выждать, пока наводнение не схлынет. Чем чаще потери, тем дольше надо выжидать. И только потом осторожно пробовать снова.

Что получается? UDP пытается докричаться и сказать: стой! хватит! я не успеваю! Но программист не только не охлаждает своё посылание, он ещё и старые пакеты шлёт заново. Чем громче UDP верещит от ужаса, тем сильнее программист засовывает в него все выпавшие пакеты вместе с новыми. Потери пакетов не только не исчезают, они растут! Вы сами себя топите. Чем усерднее вы отправляете, тем меньше данных доходит.

Достигнув какой-то минимальной скорости, всё стабилизируется – UDP, страдая, принимает потоки ваших пакетов, из которых большая часть ненужные дубликаты, выкидывает 90%, не влезающие в канал, и иногда полезным пакетам везёт, и они всё-таки пробиваются сквозь все перегруженные буферы, не попав под сокращение. Капля за каплей, передача продвигается. Программист делает вывод, что его рутер плохо держит нагрузку и “начинает теряет пакеты”.

Кому-то может даже придти в голову сразу отправлять все пакеты дважды или трижды, а не ждать, пока другая сторона сообщит об утере. Ведь если дело в надёжности, то три попытки очевидно надёжнее одной. Но понятно же, как это будет работать на самом деле?

По этой причине хороший UDP-код писать сложнее, чем TCP. Как можно налажать в TCP? Дробление пакетов не обрабатывать, не вычитывать данные до конца при обрыве связи, да и всё (шутка).

Почему же тогда большинство UDP-приложений вообще работает?
А потому, что большинство приложений отправляет по UDP не потоки данных, а редкие небольшие команды в отдельных пакетах. Такими крохами в принципе нельзя ничего перегрузить. Потери будут лишь тогда, когда мимо вашего бумажного кораблика по реке проплывает океанский лайнер, что от вас никак не зависит, и пока вы будете отправлять кораблик повторно — лайнер уже пройдёт.

Но как только вы начинаете отправлять непрерывные данные — файлы, музыку/видео, регулярный сетевой обмен — вы сами становитесь силой, которая способна перегрузить сеть.

Если ваш протокол допускает не более, чем фиксированное число “пакетов в воздухе” — например, нельзя отослать новый запрос до получения ответа на предыдущий — ограничивать скорость не обязательно, достаточно обеспечить повторы. Но если есть запросы с данными произвольного размера (отправка файлов), или запросов можно отправить сколько угодно сразу, то шейпинг нужен, иначе рано или поздно обмен будет застревать.

За прошедшие пару лет яснее стало не только строение разума, но и ситуация с великими фильтром. Можно быть уверенным, что разум не редок во вселенной. Совсем несложные схемы, под воздействием большого количества опыта, становятся разумны. А опыта во вселенной достаточно. Мы не смогли увидеть, и нам кажется загадочным, переход от химии к первым репликаторам. Но мы увидели во всех деталях появление разума – полностью, с пустого стола, без недостающих звеньев, и этот путь оказался коротким.

Это значит, что скорее всего, и репликаторы нередки – это не доказательство, конечно.

С Новым Годом!

С наступающим новым годом всех, кто меня читает, и кто не читает, но кому хочу этого пожелать. Пусть наступающий год будет мягок ко всем нам, пусть в нём исполнятся наши лучшие мечты и надежды. Пусть люди будут человечны и милосердны друг к другу. И главное, пусть все наши родные, близкие и любимые будут живы, здоровы и счастливы.
Так я загадывал в прошлом году, и сейчас я желаю того же самого. Хорошего года нам всем, года надежд и счастья и всего, о чём мы мечтаем.

Буду в центре часам к 3-4, если кто-то гуляет, пишите в Телеграм!

Прочёл в 2024

Настало также время постить обо всех книгах, которые прочёл за год.

Город и город

Город и город
Странная книга про город из двух половин, по типу Берлина, проход между которыми только через КПП. Но эти половины в одном и том же месте.
Когда ты в одном городе, ты долго тренируешься, чтобы не замечать никого и ничто из другой его части. Хотя она находится рядом, видеть её ты не имеешь права, и надо учиться развидевать то, на что случайно обратил внимание.

Чтобы перейти из города в город, надо ехать на КПП (соблюдая дорожные правила и стараясь не врезаться в тех, кого не должен замечать), там проходить переобучение, и проходить границу. И идти по тем же самым улицам, но замечая другую половину с другой архитектурой. Если этого не сделать, то вылезут прежде уж совсем не привлекавшие внимания аватары чего-то-там и дадут тебе пнаставления так не делать. А потом заберут куда-то, откуда плохо и не сразу возвращаются.

Прощай, оружиеПрощай, оружие/A farewell to arms
Что я ждал: Люди устали воевать. Они отложили ружья. И больше никогда не будут воевать!
Что я прочёл: I. Война ужасна, II. Любовь, III. Морковь, IV. Любовь, V. Трагический конец.
Написана книга с большой правдивостью, и когда герою страшно за эту свою Кэтрин, за него самого страшно. Грустный роман, хотя и не обязательный низачем.

Старик и мореСтарик и море
Потрясающая повесть, очень красивая, слегка скучная, но я ей очень доволен. Слушал аудиокнигу в исполнении Василия Ливанова и его голос делает её ещё интереснее.

Лукьяненко, “Изменённые” и “Поиски”Лукьяненко
“Изменённые” 3 и 4 (хотя они вышли уже давно, и такое чувство, что я должен был прочесть их раньше).
“Поиски” (и моментально забыл).
Лукьяненко в последнее время пишет книги, которые все похожи одна на другую и сразу вылетают из головы. Некоторые даже ругать трудно, вроде неплохие. Сегодня с трудом вспомнил “Форсайт” – удивительный мир, хоть заново читай. Но я уже помню, что там будет: какие-то приключения. Какие – забыл.
Даже в слабых космооперах типа “Изменённых” есть сцены, которые должны впечатлять – битва титанов с планеты размером, например. Читаешь и умом понимаешь, как это впечатляюще должно выглядеть, какая интересная фантазия. Но в одно ухо вошло, в другое вышло.

Видоизменённый углерод

Видоизменённый углерод
Это детективная книжка, которую я читал после другой, которая мне настолько не понравилась, что я теперь её и вспомнить не могу (кажется, Snow Crash). Книги мне насоветовал llama, и видимо, что-то заставило его думать, что мне понравится киберпанк.

После той забытой книги “Видоизменённый углерод” читался почти как глоток чуть менее затхлого воздуха. Главное, что остаётся от него в голове это сеттинг. То есть, сюжет не запоминается. Какой-то детектив расследовал чего-то, и в его жизни встречалось некоторое количество женщин и бандитов.
Детектив был в чужом теле. Тело у человека могут за преступления и долги отнять, и сдавать другим в найм. Так люди путешествуют на другие планеты. Разум могут и совсем оставить без тела, а потом по необходимости в другом теле воскресить. В остальном – миром правят los capitalistos, которые живут в разных телах тысячи* (не является офертой) лет, и за это их зовут мафами в честь пророка Мафусаила.
Вот. В остальном я совершенно забыл, что и зачем произошло. И ещё больше забыл, чем кончилось. Победил ли герой кого-то? Самому теперь интересно. Но читать было нормально.

Лю Цысинь — Задача трёх тел

Энн Леки — Слуги правосудия

Просторы/Пространство/The Expanse, все 9 томов