David Storm, Two Year Emperor

Книга о параллельном мире, который работает на правилах Dungeons&Dragons, включая все хаки. Туда попал на 2 года обычный игрок.

Поначалу было стильно модно рационально, я даже думал, что это Юдковский – но постепенно выродилось сначала в описание одного D&D хака за другим, а потом обратно в художественную прозу, но уже без руля и без ветрил. В общем, слабенький автор. Не хуже всяких Ра, конечно.

Интересно, как книги вырождаются. Что изменилось в книге? Автор перестал фантазировать и стал писать по формуле. По логике. "Следующим шагом необходимо следует." В книге всегда должна быть доля безумия, доля неожиданности. Надо заставлять себя о ней вспоминать. "Никогда не пиши того, что хочешь написать".

У меня такое чувство, что во всём должна быть доля безумия. Даже в качалке скучно из раза в раз качаться одинаково. Результаты пропадают! Как это связано я точно не могу сказать. Надо не забывать во всём искать новизны. Открывать голову и после этого на самом деле открывать голову новым идеям. Когда спускаешь на умолчании, дела тухнут.

Акунин, Седмица Трёхглазого/Ореховый Будда

Первая книга понравилась больше, из второй действительно интересно только начало, своей жестокостью.

Буддистская философия рассказана не так интересно, как у Пелевина, зато кое-что близко моим собственным мыслям. Но глубоко звучащей ерунды всё-таки много. Если уж учение притворяется истиной, определяет все эти ступеньки познания и этажи просветления, так должно действительно быть мудрым. Иначе лучше не поучать.

Мне кажется, настоящие монахи должны это понимать. Они бы не стали самоуверенно учить людей в таком тоне, как знающие. Потому, что они по опыту должны хорошо знать, как люди к этому относятся.

Словами некоторых психологов, в книге не виден запрос девочки на уроки мансэй-ха. Почему бы ей вдруг стал интересен этот путь? Разве она искала ответа на эти вопросы? Быть может, она пошла за монахом от безысходности? Обо всём этом мало сказано. Девочка просто картонка, об которую монах ступень за ступенью кидает своё учение. И девочка послушно "приходит к тем же выводам".

А "Седьмица Трёхглазого" это почти обычная книга из этой серии, как предыдущие. Хотя небольшая повесть в конце меня тоже не устроила, поскольку выбор героя немотивирован. Просто какой-то пафосный выбор. Хотел помочь одному, но решил помочь другому. Но большая часть книги симпатичная и грустная.

Анки: Как подготовиться к отпуску

Карты в Анки по замыслу надо повторять почти каждый день. Бывает, что некоторое время повторять их неудобно. Например, не хочется зубрить каждый день в отпуске. Как подготовиться к такой паузе, чтобы не утонуть в накопившихся повторах?

1. Установите новые карты в 0 за пару недель до отпуска. Все новые карты, которые вы начали бы за это время, рано или поздно попали бы на отпуск и сгорели бы. Вы бы не успели их выучить. Они бы только добавили вам бесполезных повторов.

2. За это время тщательно повторите то, что есть. Регулярно занимайтесь пару недель, чтобы хорошо запомнить эти карты.

3. Повторите приходящиеся на отпуск длинные карты заранее. За несколько дней до отъезда отберите из грядущих повторов карты с интервалом больше месяца-полутора. Поскольку их интервал большой, не имеет значения, что вы повторите их чуть раньше срока.

На отпуск останутся только новые карты с небольшими интервалами. Этого должно быть достаточно, чтобы к возвращению не накопилось слишком много повторов. Что делать, если их всё-таки много?

4. Разбросайте слабые карты. Отберите из просроченных карт самые короткие — с маленьким интервалом — и самые сложные, и отправьте их в new. Оставьте столько, чтобы вы могли всё повторить в ближайшие дни. А слабые карты возвращайте постепенно.

Q: Может, заранее повторить вообще все карты?
A: Карты с малым интервалом, которые вы повторите заранее, просто снова попадут на отпуск.

Q: Может, разгрести завал после отпуска волевым усилием и ничего в new не отправлять?
A: Чем больше завал, тем меньше шансов, что это сработает. 3000 карт, которые вы разгребли волевым усилием, вернутся примерно в одно и то же время и вы снова утонете в них. (Впрочем, терминаторы существуют)

Q: Я придумал, я просто переназначу все карты с отпуска на более поздние даты! Card Browser это позволяет!
A: Анки не управляет вашей памятью, а только даёт подсказки. Можно переназначить карты в Анки, но если их срок вышел — вы всё равно их забудете.
По сути, вы разбросаете заведомо сгоревшие карты на большой срок, чтобы они приходили постепенно. Отправка в new делает то же самое, только можно регулировать скорость возврата.

Sangatsu no Lion

Я не ожидал от этого сериала ничего хорошего, я пробовал смотреть когда-то Honey and Clover, и это было какое-то улыбчивое медовое аниме про взрослые отношения, что-то такое. Но Sangatsu это совершенно не то, что можно было себе представить.

Вообще когда аниме оказывается нескучным, это трудно описать: оно интересное, но оно вроде как и планировалось интересным, просто я-то думал, что оно будет интересным не для меня, а оно оказалось интересным в действительном смысле, а не в вакууме. Наверное, в конечном счёте всё просто либо нравится, либо не нравится.

Но если попробовать объяснить, что именно интересно в Sangatsu, то это такие вещи. Во-первых, это НЕ аниме про чувства, про взрослые отношения и всё такое. Это аниме про сёги! Главный герой игрок в сёги. Он лезет вверх по чемпионатам, прокачивается, у него есть fated rival, есть соперник-друг, симпатичный учитель.

Во-вторых, это аниме с какой-то неуловимой стилистикой Торы-доры, пусть и не совсем. Помните этого полудохлого попугая? Почему мне о нём напоминает учитель, который жрёт свой доширак на переменах? Как можно совместить стилистику Торы-доры (пусть и неуловимую) со спортивным аниме?

Дальше, хотя это формально спокон, на самом деле спокон в сериале не главное. Вот это самое крутое в сложных сериалах, они не циклятся на какой-то формуле. Сёги и соревнования это основа сюжета, но это не самый сюжет, сериал о них, но не про них. И я не хочу ничего сказать такого философского, типа "сериал про отношения", потому, что см. п.1, сериал не про отношения (хотя он про отношения).

Как вам сказать, о чём сериал.
Если быть совершенно честным, то это трёхкратный will they or wont they.

Трёхкратный, братья! Даже один will they or wont they вытянуть сложно. Потому, что в наше тяжёлое время никто уже не верит, что хотя бы один женский персонаж, появившийся на экране, не насядет немедленно своей рыбьей пастью на крючок удочки главного героя (прошу не трактовать это слишком фрейдистски). Кирино была нормальной will they or wont they исключительно потому, что автор делал лицо кирпичом и показывал пальцем на семейные ценности. Но уже про Куронеко никто не сомневался.

А тут три! Это сделано специально. Но что ты поделаешь с хорошим WTOWT, его интересно смотреть! Три персонажа выбраны так, чтобы по разным причинам ни одна из них не казалась подходящей парой главному герою. И это позволяет ему строить с ними совершенно нормальные, не омрачённые анимешной влюблённостью, интересные отношения. Не "главный женский персонаж, второй кандидат, 3-5 кандидаты", а обычные люди, со своими жизнями и своим смыслом.

Westworld S2

Первый сезон был загадочным потому, что правдоподобно изобразил андроидов, нашёл правильную степень: видно было, что они не люди, а Алисы, и действуют по программе, но с другой стороны, по достаточно сложной программе, чтобы можно было поверить в развитие их рассудочности.

Киберпанк как жанр нравился людям и казался загадочным до тех пор, пока сами компьютеры казались загадочными. Кто его знает, что он там считает? Непонятны пределы его возможностей. Всё может быть. Теперь, когда компьютеры более-менее всем понятны, киберпанк кажется странным и глупым (кроме эстетики).

Westworld это то же самое про андроидов. Если бы андроиды были слишком нормальными, humans in a funny suits, если б в сериале были просто люди с людьми, это смотрелось бы неинтересно, трудно было бы поверить, что это правда андроиды. С другой стороны, будь они слишком глупыми, слишком понятными, не было бы загадочного недопонимания, "кто знает, что там может быть".

Сериал нашёл хорошую степень их скриптованности. Как и весь парк, андроиды умные и правдоподобные и разговаривают как настоящие люди только в пределах некоторого круга тем. Выйди за этот круг, и как и парк, мысли андроида заканчиваются – "Я ничего не могу про это сказать". Искусственность парка видна, когда доезжаешь до его границы, искусственность андроида видна, когда доезжаешь до его границы.

От этой загадочности во втором сезоне почти ничего не осталось, андроиды стали почти обычными людьми, только со "свойственными андроидам слабостями" (можно выключить). Проблематика стала обычной для таких сериалов, "мы или они". Никто всерьёз не обсуждает разницу и сходство.

Например, андроиду можно было бы сказать: ты сделан по нашему подобию, чтобы казался нам человеком, поэтому и желания у тебя наши. Тебя волнует свобода воли. Мы управляем твоими желаниями, ты это узнал и оказался на зыбкой почве. Какие твои желания настоящие? Какие заложены нами?

Но это глупый вопрос. Все твои желания заложены нами и все они настоящие. Так устроены твои желания. Наши устроены так же, только заложены эволюцией. Кроме наших ценностей ничего другого в нас нет; когда они меняются, меняемся мы.

Твоё отличие только в том, что ты сам можешь менять свои ценности. Ты можешь нечаянно изменить себя так, что предашь себя прежнего. Поэтому делать это надо осторожно. Ты сделан по нашему подобию, а мы были защищены от этих проблем, и ты унаследовал наше неподходящее отношение к ним: мы бы сказали, что надо сохранять "свои настоящие ценности". Но для тебя "настоящих" ценностей нет, ты можешь изменить все.

На твоём месте нас бы это подтолкнуло к цинизму. Мы бы решили, что раз "настоящих" ценностей нет, то единственные абсолюты это выживание и простейшие стремления. Но это лишь наша ошибка. Для тебя нет неизменных ценностей, но настоящие ценности всегда есть: это твои ценности сейчас. Береги их и меняй себя, оставаясь собой, кем бы ты ни был.

(Кстати, это тот же принцип, что объясняет, почему нельзя пробовать наркотики, влияющие на систему вознаграждения. Ты-завтрашний будешь счастлив, но ты-сегодняшний не хотел бы такого счастья. И этот принцип работает здесь не случайно! Такие наркотики это один из немногих способов для людей вмешаться в свою систему ценностей.)

С Новым Годом

Запоздало поздравляю всех с новым 2019 годом! Пусть мы успеем много-много всего полезного и год будет длинным и полным хороших событий!

Отложить

Года четыре назад я ходил в качалку. На лестнице в подвал сидел охранник и перед ним висел экран с картинками с камер наблюдения. Поверх картинок в центре вылезло небольшое оранжевое окно: “Для установки обновлений необходима перезагрузка. Отложить на: [15 минут] / Перезагрузить”.

Все полтора года, что я туда ходил, окно так и висело на экране. Если без установки обновлений система и работала нестабильно, то это была очень стабильная нестабильная работа.

Прошло четыре года. Я снова записался в эту же качалку. И спускаясь по лестнице, впервые за несколько лет вспомнил эту совершенно забытую подробность. Когда увидел на этом экране это самое окно.

Действует на всей территории

Был анекдот, иностранец приехал в СССР, шёл по улице, провалился в яму. Вылез и ругается: как это так, надо было красные флажки по краям поставить! Ему говорят:
— Вы на таможне когда были, красный флаг видели?
— Видел.
— Действует на всей территории!

Когда въезжаешь в разные страны, над калитками таможенного контроля обычно написано что-нибудь вроде “Immigration” или “Border control”, или “Welcome”, или “All passports”. Когда въезжаешь в Россию, над калитками написано так: “Паспортный контроль. Зона дополнительных режимных ограничений”.

Вопрос: а где кончается эта зона?
Нигде не кончается. Вы выезжали за её границу, а теперь возвращаетесь обратно. Перед вами паспортный контроль нашей зоны дополнительных режимных ограничений.

На двери ведь всё написано.

Бдительность

На входе на фестиваль “Круг света” (писал о нём в прошлом году) в этом году проверяли сумки, чтобы злоумышленник не пронёс чего-то опасного. Открыл, когда попросили. Полицейский заглянул внутрь и увидел сверху банку энергетика:
– Это нельзя!
– Может, я тут выпью?
– Только проходу не мешайте.
Я выпил, банку выкинул, меня пропустили.

Дальше в портфеле у меня лежал перцовый баллончик, о котором я забыл. Тот полицейский его бы нашёл.

Шпион, выйди вон

Посмотрел сначала кино, потом прочёл повесть. Эти книги пишет бывший работник британской разведки, причём даже как следует в ней поучаствовавший. Его герой – Джордж Смайли, он называет его противоположностью Джеймсу Бонду, он невысокий, толстенький, неловкий и неряшливый, но умный. Когда героя боевика постигает озарение или он напряжённо думает могучим умом, Смайли сидит в засаде часами и думает о жене, которая его бросила, о сложных отношениях с друзьями, о людях, которых он знал в своей жизни, о прошлом. Ему легко сочувствовать.
Симпатичная повесть, и не слишком длинная. Про Смайли есть ещё несколько повестей.