The Talos Principle

Portal от создателей Serious Sam, который набит попсовой философией. Интерес к этой игре проходит такие стадии:

1. Ох, игрой руководит Голос Бога. Это офигенно.
2. Ох, это Портал.
3. Ох, как же надоела эта унылая псевдофилософия. Особенно помощник Милтона. Бесцельные беседы с 3 неудачными вариантами ответа на каждом шаге это именно то, что убедительно передаёт ваши взгляды на сложные вопросы.
4. Ну ладно, так и быть, я найду все звёзды, пройду все дополнительные уровни, получу все концовки и ачивменты, только не подумайте, что я делаю это ради вас. Хмпф! Google: “как спасти помощника Милтона” “как спасти помощника Милтона, не проходя заново пол-игры” “talos principle быстрое прохождение”

Что в игре хорошо, это паззлы, они действительно захватывающие. Уровни на движке Сериос Сэма большие и красивые. Представьте себе Портал с красочными открытыми уровнями. И много секретов, которые можно с удовольствием искать.
Под конец даже немного проникаешься бестолковым сюжетом, ладно уж.

Похоже, не стоит играть в русском переводе. Голос Бога в нём хороший, и откровенных ляпов нет, но вся игра съезжает на пару ступеней фальшивости. Актриса в звукозаписях так надрывается и заламывает руки, что все её проблемы кажутся чушью. Беседы с Милтоном переведены фраза за фразой, при этом над логикой разговора никто не думал. Мне даже жалко ту часть игры, которую я прошёл на русском: вдруг в английском появился бы смысл?

Episode 3

Все читали пересказ сюжета Half-Life Episode 3, но делают разные выводы. Кое-кто пишет, что это хорошая концовка для серии и типа подходящая. Или что оставили задел под Half-Life 3 с Аликс.

Я думаю, что это просто сюжет третьего эпизода, без особых претензий на финальность, к которому теперь от безнадёги Лэйдло добавил прощание.

Обратите внимание, что последний параграф написан для этого пересказа. Сюжет Episode 3 наверняка заканчивался на возвращении Фримена на Землю. А вот это “all the people I knew are gone” это уже приписка.

Если вычеркнуть последний абзац, то пересказ уже совсем не выглядит как “This is my last episode”. Просто закрытие арки Бореалиса и не более. Нормальный сюжет для третьего эпизода, почему его не сделали – я не понимаэ.

Рабфак

Умер вокалист и композитор группы Рабфак Александр Семёнов.

Они пели “Наш дурдом голосует за Путина” и “Новую песню о правде”, и “Каждому крест”, и даже “Хорошие парни девчонок не бьют” (всё с нецензурной лексикой).

Их песни были грубоватыми и необидными, насмешливыми и всё же полными личного сочувствия. Они были поэтами своего времени и записали его как было – от оптимистичного “Я больше на кухне не жду перемен” до “Ты думал, что власть испугается криков, ты думал, что ты о…нный смельчак”.

Крови, крови! Я требую крови!
Зажарьте мне правильный стейк на огне.
Истина больше не в красном слове
А в красном мясе и красном вине.

30 лет

Ну вот, мне исполнилось 30 лет.
Я думал, как-то дольше всё это будет!

Азимов, The Foundation

Одно из известных произведений Азимова, но увы, начали за здравие, а кончили за упокой. Учёные предсказали распад галактической империи, и заложили основы звёздного государства, которое благодаря своему положению и обстоятельствам будет в эпоху феодальной раздробленности всегда на шаг впереди прочих. Останется в стороне от войн, из-за слабости будет вынуждено сделать ставку на науку, затем на торговлю, и каждый раз это окажется фактор, который определял в похожих обстоятельствах расцвет успешных стран.

То есть, мы читаем по сути историю любой земной империи, с той разницей, что стран на земле было множество и результат преуспевших во многом случаен, тогда как Основание/Фонд специально с самого начала расположено правильным образом, и далее на каждом повороте Азимов нам объясняет, как эти правильно выбранные отправные данные привели в нужные моменты к выгодным обстоятельствам. Конечно, его объяснения это фантазия на 3/4, но всё же книга этим увлекает.

И вот со второго тома юлу начинает шатать. Масштаб мельчает, вместо коротких зарисовок с промежутками в 50-100 лет начинаются по полтома приключений одного человека. На смену историческим закономерностям (пусть выдуманным) приходит дешёвая фантастика. Какое-то второе основание, которое управляет мыслями. Какие-то игры в прятки-догонялки с ними. Какие-то поиски Земли непонятно зачем, какие-то планеты-организмы, секретные организации поверх секретных организаций, и постоянно как от сглаза повторяют про план из первого тома, от которого уже остались одни лохмотья.

В итоге Азимов дописал до 500 лет из запланированных 1000, и записал себя в такой бредонос, что последние тома даже переводчики не понимали. Планета-экоорганизм (секретная) нашла какого-то мужика и поручила ему судьбу вселенной (чё), которую он тут же решил, и потом весь том ищет древнюю Землю (секретную), чтобы понять, зачем он так сделал (при чём тут Земля, не понятно никому из читающих). На этом феерверке праздник закончился и дальше книг нет.

А всё потому, что первая книга это “сборник рассказов, вышедших между 1942 и 1944”. А последняя – 1988.

Чарльз Штросс, The Laundry Files

Секретная британская служба Capital Laundry Services (я не знаю, как это? “ЗАО Столичная прачечная”?) охраняет людей от древнего ужаса, параллельных миров и няшных единорожек. Доступ ко всему этому легко получить, доказав некоторые теоремы, поэтому заодно они следят, чтобы никто эти теоремы не доказывал.
В общем, вариант “Ночного дозора”, только Штросс ещё молодой был, видимо, и вселенная сырая-пресырая. Долго я вообще вчитаться не мог, но когда привык – вроде ничего.

Вот пример: история про единорожку (“Equoid”, “Лошадеобразное”). Герою вручают пачку документов, которые суть неопубликованные письма Лавкрафта своему другу. Лавкрафт пишет: не надо сказок про единорожек. И рассказывает свой детский сексуальный опыт, который свёлся к тому, что подружка завлекла его в амбар, где проживала гора мяса и щупалец, женская особь единорога, с огромной улиткой во лбу (это мужская особь, внедряется в неё и так и торчит). Лавкрафта чуть не съели, и с тех пор ему ни девушки, ни кони не нравятся.
Дальше герою объясняют, что в неком отделении королевской конной полиции найдены 2 неоплодотворённых единорожки, а это просто 3-х метровые кони с очень дурным нравом. И нужно их, во-первых, держать подальше от единорожек-улиток, а во-вторых найти, откуда они там взялись.
Ну и приезжает он на ферму, там эти улитки всюду ползают, кони-единороги съели всех собак и кошек в округе, однако мамашкиного гнезда пока нет. Все 5 обитателей фермы пока в своём уме и в амбар его, как Лавкрафта, не зовут. И герой уже расчитывает, что гнезда тут и нет, а коней случайно купили, когда выясняется, что хотя об этом никто не помнит, но вообще-то обитателей фермы раньше было не 5.

Ну вот этот рассказ про единорожек, пожалуй, весёлый. А так немного вымученная серия.

Сдал на права

На площадке экзаменуемые сыпались как мухи под ядовитым аэрозолем. В городе экзаменационная мясорубка перемалывала уцелевших ещё безжалостней. Судьбы ломались, надежды тухли во взглядах, сломанные люди выходили из автомобиля экзаменатора и брели куда глаза глядят, в то время, как ужас терзал сердца сидящих в машине довоза.

Трижды ездил я в это страшное путешествие, и трижды был четвёртым номером, и лишь одного человека я видел сдавшим: это был я (на третий раз). Пали мои товарищи, ездившие со мной в одном автомобиле и делившие со мной сиденье в трудный час. Приходил их черёд и один за другим они прощались и шли к экзаменатору, зная, что не вернутся (после экзамена сразу высаживают). Пересёк сплошную, не пропустил пешехода, не включил поворотник, поехал на стояночном… Скупые слова на экзаменационных листах – это всё, что теперь напоминает об их сражениях. Даже камней не стоит на обочинах в тех местах, где безвременно и трагически прервалась их сдача экзамена.

Многие, многие получили такое количество баллов, которым на уроке в школе могли бы гордиться. Некоторым баллов хватило бы далеко не на одну хорошую оценку.

Самый короткий экзамен, который я видел, был такой. Испытуемый сел в машину, включил поворотник, тронулся, тут же включил аварийку и снова остановился. Не сдал!

“Его тёмные начала”

Эта трилогия на третьем месте в списке любимых британских произведений, рядом с Поттером, Властелином колец и кучей классики. Услышал о ней только недавно, якобы это атеистическая Нарния, непременная книга на полках скептиков, и мне стало любопытно.

Приключения в первых книгах замечательные. Первые несколько страниц тон кажется суховатым, не сразу видно, чем книга должна понравиться, и удивительно, как через пару глав втягиваешься в её дела. В сюжете не так уж много логики, но что-то настолько удалось, что и сомневаться ни в чём не хочется. Подскажи воину-медведю, где его броня, Лира! Подскажи ему!

Главные герои все непосредственные и хорошие самым честным образом. Во взрослой книге герой поступает достойно по своему выбору, и от этого его поступок теряет часть обаяния. Здесь герои ведут себя смело, человечно и трогательно потому, что они такие от природы. Лира жалеет потому, что ей жалко, а не вспоминая принципы гуманизма (как бы симпатичны ни были и такие примеры). Так часто бывает в сказках, где герои простые, но искренние сложные герои – это редкое и подкупающее сочетание.

Первые полторы книги только о приключениях, и сплошное удовольствие их читать.

(Со второй книги начинается арочный сюжет…)

Со второй книги начинается арочный сюжет, который и отличает эту серию. Он к романам приделан задним числом. Не похоже, что в первой книге Пулман вообще о нём думал, серьёзных корней в истории нет. Просто в какой-то момент выясняется, что местный chaotic neutral папа героини готовит её к сражению с силами зла (это ок для фентези), и внезапно эти силы зла это Бог, вежливо названый The Authority. Почему это Бог, а не, скажем, Шабранигдо – об этом не говорится. Ничем особым Бог папаше не насолил, разве что однажды папа залез на трон и сообщил оттуда, что силы разума и добра всегда противостояли силам послушания и делания уроков.

Читая эту книгу, я понял, как необычны все те произведения, которые действительно атеистические и для скептиков (например, HPMOR). Потому, что “Тёмные начала” это не фентези для атеиста, а самая настоящая средневековая ересь, как-то попавшая в наши дни. Автор плохо понимает теорию эволюции. Он приплёл без повода квантовую механику, и разделался с ней волшебным ножом. Весь его образ мыслей не аналитический, а мистический, он не отвергает бога, а не любит его и хочет замалевать в альбоме все его фотографии.

Это безусловное принятие предмета осквернения и нужно для ереси. Невозможно написать настоящую ересь про то, чего просто не существует. Рационалисты пишут книги про устройство вселенной, про красоту гуманности и силу человеческого духа, про то, как глупые заблуждения толкают людей на злые поступки – а не обидные пасквили.

И самое смешное (и закономерное), что бог из головы Пулмана-то в итоге никуда не делся. В книгах Пулмана есть настоящий бог, и такой очевидный, что я непонимае, о чём вообще Пулман думал, не мог же он не видеть, что пишет.

Его псевдо-“Бог”, с которым воюют герои, это обычный местный “ангел” – физически слабое создание, уступившее двум взрослым безоружным людям. Он не творец, не всеведущ, не всемогущ, каким именно образом он направляет силы косности и замшелости так и не сказано. Неясно даже, чем он лучше остальных ангелов-призраков.

Тем временем, в книгах Пулмана есть разумное, вездесущее благожелательное нечто, источник всего развития и добра в мультимирах – тёмная материя, “прах”. Оно общается с главной героиней, и даёт ей указания, которые та исполняет беспрекословно, и даже корит себя за сомнения. Это точно книга для скептиков? Как так получилось, что в борьбе рассудка и индивидуализма со слепым подчинением все хорошие герои слепо подчиняются праху-небогу, прозрениям шаманов, пророчествам ведьм, а все рассудочные индивидуалисты какие-то уроды?

Как можно написать книгу про войну с дистрофичным материальным “богом” под руководством вездесущего всеведущего разумного разговаривающего со своими служителями начала… нет, это не бог, ля-ля-ля-ля-ля, ничего не слышу. Это наука.
Ой, да что там, книга называется “Его тёмные начала”. Чьи тёмные начала? Как можно умудриться в названии книги спалить того, кого у тебя в книге нет? Уши Пулмановского настоящего бога, а не того пугала, которое победили, торчат из-за каждого шкафа, в котором Пулман прячет свои истинные впечатления о мире.

Притом в единственном месте, где Пулман перестаёт притворяться, что он не верит в бога потому, что умный и скептик, а честно высказывает свою обиду, он это делает понятно и трогательно. И одного этого рассказа достаточно, чтобы расположить к нему, потому, что в этом он прав. Он отнюдь не скептик, и не разум руководит им, а сердце, и оно подсказало ему правильно – хотя и эта причина так подходит к средневековой ереси! “Кому будет лучше,” – спрашивает другая его героиня, – “если я пойду домой, слушаясь своей веры, и не познакомлюсь с этим человеком, который мне так понравился? Кто будет счастлив от этого? Какое добро прибавится на земле?”

И это правильно, хотя всё это не имеет ни малейшего отношения к приключениям Лиры, и каким вообще боком всё происходящее с ней связано с войной её папаши до конца книг так и остаётся загадкой. И после конца остаётся. Но офигительные говорящие медведи.

P.S. А про концовку и говорить нечего. Герои оказались разбросаны по разным мирам, и не могут встретиться друг с другом. Что думает здравомыслящий человек в такой ситуации? “Различные неудачи друг с другом не связаны. Законам физики наплевать на меня. Едва ли на свете существуют параллельные миры только для того, чтобы я не мог между ними путешествовать. Нужно перебирать способы, и рано или поздно какой-то сработает.”
Что думают скептики индивидуалисты не верующие в бога и судьбу главные герои? “3 попытки неудачных – видимо, вселенная против нашего плана, я сдаюсь“. Пффффф.

Attack on Titan

После второго сезона не удержался и прочёл мангу, сколько вышло. Материала там на пару лет, так что вряд ли у меня хватило бы терпения дожидаться. Манга нарисована симпатичнее, совершенно не затянута, каждая глава полна событий, развивающих сюжет.

Но главы с 85-й случился деснот. Все запасы пороха автор истратил, сюжетные нити распутал, но оказался в таком месте, что заканчивать как-то странно. И начал по сути новую главу истории. По-моему, это ошибка: впечатление такое, что “Титанам” уже пора завершаться, хочется кульминации, а тут объявлен новый заезд ещё глав на 80, и главное — далеко за пределами того, что история обозначила с первых глав.

Штросс, Missile Gap

Оказывается, было в истории Америки время, когда они думали, что у нас межконтинентальных ракет больше, чем у них. Против их 130 ракет мы могли выставить либо 300, либо 500, либо очень скоро уже 1500, смотря кому верить. Это отставание называлось в прессе Missile Gap, “отставание в ракетах”. На самом деле у нас ракет было штук 10.

Чарльз Штросс – это автор Акселерандо, которое если вы не читали, то читайте с удовольствием.

В “Missile Gap” США и СССР и весь остальной мир в 3 часа утра какого-то дня в 1960-х, во время кубинского кризиса, сдвинулся и стал плоским. На севере вместо полюса бескрайний океан, на юге тоже, и так же по сторонам. В небе другие созвездия. Если плыть по океану сотни тысяч километров, то найдёшь новые континенты, прежде невиданые на Земле. Ядерная война теперь сложнее, чем прежде, и в этом странном мире, где 1960-е смешались с 1600-ми, СССР и США продолжают свою борьбу, отправляют колонистов на новые земли и пытаются понять, где оказались.

Повесть очень короткая, 100 печатных страниц, и я немного жалею об этом. С такой завязкой мне хотелось бы прочесть больше про этот мир, уж больно он интересен, мир, где современные страны с технологиями нашего времени вновь оказались посреди недорисованных карт, и колонизируют неизведанные земли так, как это было в эпоху Португалии и Испании: без всякого снабжения, без интернета и радио, редкими кораблями, которым приходится месяцами плыть через неизвестные моря.