Задача Ньюкомба

Наверное, я не открою Америки, но я хотел бы выписать свои очевидные мысли по задаче Ньюкомба. Для начала сама задача, она забавна.

Есть на свете пришелец Омега, который гораздо умнее нас. Он прилетел на Землю и играет в игру: даёт людям по две коробки, первая прозрачна, вторая нет. В прозрачной видны $1500, что во второй – неизвестно.
Омега говорит:
1. Вы можете открывать обе коробки.
2. Но как только вы откроете непрозрачную, прозрачная сгорит.
Таким образом, можно начать с прозрачной и открыть обе, или начать с непрозрачной и открыть только её.

“Я уже знаю, как вы поступите.” – говорит Омега. – “Поэтому если вы откроете только непрозрачную, я положил туда $1 000 000 и вы их там найдёте. Но $1500 вы взять не сможете – они сгорят.”
“Если же вы откроете обе, то непрозрачная коробка будет пуста – я ничего туда не положил. Вы получите только $1500 из прозрачной коробки.”

До вас Омега играл с тысячей человек, и никого не обманул. Те, кто начинал с прозрачной коробки, получили $1500 и во второй коробке ничего не нашли. Те же, кто начал с непрозрачной, нашли в ней $1 000 000, но прозрачная коробка с $1500 сгорала.
Чтобы окончательно вас запутать, Омега улетает в другую галактику, откуда на коробки влиять никак не может.

Обе коробки вы откроете или только непрозрачную?

К вам подходит ваш друг и говорит:
– Послушай, Омега улетел. Коробки остались с нами. Что бы в них ни было, оно уже там лежит. Никакие наши решения больше не могут изменить содержимого коробок. Если в непрозрачной есть миллион, то он там уже есть. Если его там нет, то уже нет. Так зачем же отказываться от прозрачной коробки с дополнительными $1500?
– Посуди сам, – говорит друг, – у нас есть два варианта:
1. Получить только то, что в непрозрачной коробке.
2. Получить то, что в непрозрачной + бонусные $1500!
Непрозрачная коробка уже не изменится. Какой теперь смысл отказываться от $1500?

Вы слушаетесь друга, открываете обе коробки, и… находите, что вторая пуста. Как и говорил Омега.

(Почему же это было неразумно?)

Слова друга разумны.
Но Юдковский, у которого я вычитал про эту проблему, говорит: “Если разумный образ действий приводит к тому, что вы хотите получить миллион, знаете, как его получить, и не получаете, то вы что-то путаете в слове разумность”.

Вот моё объяснение того, в чём ошибка друга и почему разумно открывать только непрозрачный ящик (кроме очевидной причины, что вы получите миллион).

Каким образом Омега заранее узнаёт ваш ответ? Можно придумать разные способы: например, он летает в будущее и смотрит, что же вы выбрали. Или же он копирует ваш мозг и запускает его на симуляторе. Так или иначе, этот ваш с другом разговор – это не первый раз, когда вы с ним разговариваете.

Омега уже один раз видел этот ваш разговор. Он видел ваши метания, видел, как какие-то соображения в вашем мозгу перевесили и вы приняли решение. Затем он отмотал назад время, или выключил свой симулятор, и запустил всё с начала, но на этот раз в ящике лежало всё как требуется по вашему ответу.

В таком случае, можно ли вообще что-то изменить, стоя перед ящиками? Ведь любые споры, любые размышления будут повторять симулятор. Все дуновения ветерка, все чириканья птиц, которые могли случайно изменить ваш выбор, были и в симуляторе.
Что же мы тогда делаем, когда задумываемся над вопросом “как нам следует поступить”? А вот что: мы готовимся заранее.

Задача Ньюкомба на самом деле ставится не для игрока, который стоит перед ящиками. Она ставится для вас, который читает сейчас эти строки. Это задача о стратегии. Стратегию вы выбираете здесь и сейчас. Вас, нынешнего, Омега в симуляторе не запускал. Вы вне этой задачи, поэтому кажется, что вы имеете на неё какое-то неучтённое влияние. Она сформулирована так, что создаётся впечатление, будто вы появились перед игроком в последний момент и помогаете ему сделать правильный выбор.

Именно поэтому и возникает иллюзия последнего момента и загадка задачи: “почему же выбрать в последний момент лишь один ящик разумнее, хотя он так или иначе уже заполнен, и Омега не может на него влиять”.
Отгадка в том, что стратегия, которую мы с вами сейчас обсуждаем, предлагается игроку не в последний момент.

Если бы у нас была возможность появиться перед игроком действительно после того, как Омега улетел, вмешаться в процесс его мышления и подарить ему эту стратегию, она была бы со всех сторон правильной. К этому времени ящики действительно уже заполнены. И о нашем совете Омега не знал, поэтому в ящики положил не то, что надо.

Но по условиям задачи мы не имеем на это права. Омега действительно слетал в будущее или просчитал игрока на эмуляторе, и знает все факторы, которые на него повлияют – включая нас, если мы вздумаем перед игроком появиться со своими советами.
Все соображения в голове, которые влияют на его решение, включая те соображения, которые сформируются сейчас по результатам вот этого обсуждения, которое мы ведём.

Поэтому обсуждение, которое мы сейчас ведём, следует считать переданным игроку не в последний момент, а до появления Омеги. Алгоритм, который мы сейчас выбираем, будет исполняться не один раз – когда Омега улетел – а дважды: в имитаторе Омеги, а затем в реальности.

Строя алгоритм, мы мысленно переносим себя к месту его применения – ко времени, когда коробки расставлены, а Омега улетел – и нам кажется загадочным, как же так: Омега улетел, коробки расставлены, мы можем СЕЙЧАС выбрать алгоритм, и он не повлияет на ПРОШЛОЕ, на выбор Омеги.

Но в этот момент мы уже не можем ничего выбирать. Все наши действия в этот момент однозначно следуют из того состояния, с которым мы подошли к прилёту Омеги. Мы выбираем алгоритм не тогда, а сейчас, до прилёта Омеги, и нет ничего неразумного при выборе алгоритма учитывать, как этот выбор повлияет на поступки Омеги.

Чтобы было понятнее, представьте себе, что игра с Омегой происходит в непроницаемом чёрном кубе. Люди толпятся перед входом в куб, но заходят по одному. Каждый зашедший проходит в комнату, играет с Омегой в игру, открывает ящики, затем Омега сбрасывает время в кубе к началу и раскладывает в ящики правильные призы. Человек снова заходит в комнату, играет точно так же, но призы на этот раз соответствуют его действиям.

Теперь мы выбираем для этого человека стратегию. Куб непроницаем! Мы не можем вмешаться только во второй раз и подсказать: “Слушай, так или иначе, ящики уже расставлены, и это уже настоящий повтор, Омега больше не будет ничего откручивать, теперь бери оба”. Это бы нарушило правила. Запустив человека в куб, мы с ним прощаемся – дальше он сам за себя. Мы можем только дать стратегию ему в дорогу.

Но любая стратегия в дорогу на самом деле выбирается тогда, когда Омега ещё не улетел и ящики ещё не заполнены. Сформировать её, в явном ли виде, или в виде множества предпочтений, которые в результате споров и душевных метаний кристаллизуются в решение, можно только до вхождения в куб. А значит, это должна быть такая стратегия, которая убедит Омегу положить в непрозрачный ящик миллион, и ничего странного в этом нет.

Задача Ньюкомба кажется странной только по той причине, что она неявным образом вписывает в причинно-следственные связи мира задачи того, кому её рассказывают. Легко допустить, что Омега просчитал ответ гипотетического игрока в задаче. Но не сразу приходит в голову, что если ответ “как поступить игроку” даём мы, то по условиям задачи Омега просчитал и нас. И мы прямо сейчас выбираем, что Омега в будущем положит в ящики.

Как разбросать карты в Анки

Иногда в Анки скапливается огромный долг, разгрести который невозможно. Пройденные карты возвращается на следующее утро, как будто и не уходили. Даже если напрячься и пройти весь долг, всё равно интервалы у карт будут короткими и скоро он скопится вновь.

Бороться с этим бесполезно, такой долг надо разбросать на будущее. Для этого в списке карт можно сделать “Edit -> Reschedule -> Place in review queue”. Вот как высчитать, на какой срок надо разбрасывать карты:

(Как разбрасывать карты)

Для начала надо решить, сколько карт в день вы можете проходить комфортно: регулярно, не испытывая напряжения. К примеру, 120 карт в день.

Из этого надо вычесть фоновое число повторов, которые образуются из хорошо изученных карт. Его можно посмотреть в статистике по колоде: откройте её на месяц и посмотрите, сколько повторов у вас в среднем ожидается в последние дни месяца. Допустим, 40: 120 – 40 = 80.

Теперь нужно взять число скопившихся слабых карт. Пусть их 1200. Все их нужно ответить, но в некоторых вы будете ошибаться – их придётся ответить повторно, так что и учесть тоже. Посмотрите свой процент ошибок – обычно надо стремиться к 80% правильных ответов. Заложитесь на него в числе карт: 1200 * 1/0.8 = 1500.
Disclaimer: Это не точный способ учёта ошибок, но лучше, чем ничего.

Если отвечать всегда верно, каждая из этих карт будет показана в первый день, во второй, в 4-й, в 7-й, в 12-й и так далее – с домножением на некоторый процент. Для простоты будем считать, что 150%

Это значит, что 1500 карт за k дней будут вам показаны 1500 * log_1.5 (k) раз.

Нужно выбрать такое число дней k, чтобы эти 1500 * log_1.5 (k) показов давали в среднем каждый день 80 показов. Т.е. чтобы:

1500 * log_1.5 (k) = 80 * k

Можно решить это уравнение вручную, можно загнать в Вольфрам Альфа. Получаем ответ: k = 256.

На 256 дней нужно разбросать скопившиеся 1200 карт, чтобы регулярно повторять по 120 карт при 80% угадывания.

Так много? Да, получается так. Иначе через некоторое время ежедневных карт опять станет много, вы пропустите пару дней, они начнут скапливаться и покатится как снежный ком.

Одно небольшое дополнение: можно разбросать не все карты, а только слабые. Если вы давно не повторяли, у вас наверняка скопилось за несколько дней и хорошо изученных карт. Откройте список карт, отсортируйте по Interval, и разбросайте только те, у которых интервалы достаточно короткие (меньше нескольких месяцев). Остальные можно пройти в ближайшее время: т.к. они хорошо изучены, ошибок будет мало, и они все благополучно “уйдут”.

Dai Gyakuten Saiban

Прошёл имперского Феникса Райта (точнее, видимо, Феликса, поскольку это далёкий предок Рюичи – Наруходо Рюноске). Вот некоторые заметки о ней:

(разные весёлые заметки)

Игра начинается с убийства доктора Ватсона! На самом деле это не тот Ватсон на самом деле тот, а просто какой-то Ватсон. Совпадение.

Настоящие Холмс и Ватсон в игре тоже есть, Холмс такой забавный молодой детектив, с ним связан особый режим “Дедукция Шерлока Холмса“, в котором Холмс сначала в захватывающем киношном стиле разоблачает героев и бросает нам в глаза shocking truth, а потом вмешивается Наруходо и исправляет: не правительство, а свою жену, и не свергнуть, а похвалить, и не динамит, а цветы… “Да-да-да, вот и я говорю!” А Ватсон это маленькая девочка.

При первом знакомстве Холмс входит в комнату с Наруходо Рюноске:
– Так… Молчите! Не надо ничего говорить, сейчас я сам всё скажу…. Я вижу, Вы служили в Афганистане!

В суде теперь кроме судьи сидят 6 присяжных, которые вылезают в самый неподходящий момент голосовать, что подсудимый виновен. Наруходо нужно с ними разговаривать, причём улики показывать нельзя, можно только “сталкивать” их возражения друг с другом.

Был мини-crowning moment of awesomeness, когда прокурор наехал на Наруходо за то, что он затянул дело и сломал стройную обвинявшую его версию:
– Из-за вас отношения двух стран [убитый – англичанин] уже не получится сохранить тёплыми!
Друг Наруходо, сбоку:
– Что это за отношения, которые ставит под угрозу любая задержка?!
Прокурор:
– Вы глупые юнцы, вы не понимаете, в каком положении находится страна. Это наши самые сильные союзники, наши учителя, это – наше будущее.
Наруходо:
– Я глупый юнец, но даже я понимаю, что у страны, в которой нет честного суда, никакого будущего нет.

В одном из дел преступление происходит в карете. Её можно осмотреть, на задней стенке висит табличка компании: “PHOENIX WRIGHT OMNIMBUS”. Привет английским фанатам!

Второе убийство случилось на русском кругосветном пароходе:

В четвёртом деле надо защищать Нацумэ Сосэки. Он дёрганый и в панике восклицает четырёхбуквенные максимы.

Оправдали магната, он вышел, беседует с Наруходо и Сусато (помощница):
Сусато: Поздравляю с оправданием!
Наруходо (про себя): Нда, стоит ли радоваться… Ведь мы так и не знаем, кто убийца.
Магнат: Вас это заботит? Меня заботит одно: что признано, я не при чём. А уж кто там дальше виновный – это пусть разбирается лондонская полиция. Они ребята умелые, они кого-нибудь найдут.

Про один диалог я даже комикс хотел сделать, только заскриншотить трудно.
Наруходо: Г-н судья, пока пристав уехал за документами, предлагаю [в первый раз] заслушать обвиняемую.
Судья: С какой целью?
……
Я хотел следующим кадром вставить судью с портретами Путина и Медведева и флагом России за спиной :)

В целом! Игра хорошая. Ещё кое-что в ней необычно: наверное, впервые на моей памяти в Райтовском суде самому адвокату непонятно, того ли человека он защищает. Невиновен ли подсудимый на самом деле. Это обыграно хорошо, и добавляет глубину в сюжет.

Как всегда, полно милых вторичных персонажей со своими историями и сценками, всё в духе старомодных квестов.

Заброшеные дома

В центре Москвы, если отойти от главных улиц (а иногда и на них), полным-полно заброшеных очень красивых старинных домов. Часто их просто не замечаешь, например, недавний дом с атлантами был занавешен, и я даже не знал, что там эти атланты.

Но если зайти во дворики, их ещё больше. В каждом дворике и переулке стоит что-нибудь старинное и разрушается. Стены облуплены, окна пустуют или заколочены, кирпичи обваливаются, потом снесут. Такие красивые дома.

Почему их не чинят? Неужели отремонтировать такой дом и продать его под квартиры и офисы не окупится? За каждый метр для застройки в центре борются, при этом пустующих домов столько, как будто пол-города вымерло. Я пока по городу не начал часто гулять, не представлял себе, что в центре сохраняется такая разруха. Центральные-то улицы нарядные, все крошащиеся строения занавешены.

Я не был любителем культуры ради культуры, “нельзя сносить это здание, в нём жила графиня Чуковская”. Но за многие дома даже мне обидно.

Что сказано по сути

Есть один ключик, который помогает решить многие затыки в переводе. Если смотрите на фразу, понимаете её, но не можете найти нужные слова, спросите себя:

– Что здесь сказано по сути? Что герой вообще хочет сказать? Вот если своими словами.

Можно даже начать новую строчку и прямо напечатать объяснение, как если бы писали другу. И когда вы действительно проясните, что герой хочет сказать, то слова придут. Они не приходят от неясности.

То же самое когда пишешь собственные мысли. Иногда вроде бы знаешь, о чём хочешь написать, но подолгу не можешь подобрать слова. На самом деле в такие моменты часто только кажется, что знаешь. Можно прямо оторваться от параграфа, отступить пару строчек и сформулировать, что ты хочешь написать, в любой форме. Если хоть в какой-то получится, то дальше будет получаться и в более художественных.

Очень плохо, когда получается удовлетворительно сформулировать слова (навести лингвистический лоск), так и не поняв на самом деле сути. Не спросив себя о ней.

Что произошло с весенним сезоном

Вот и угадывай потом, какой сериал интересный, какой нет.

Маёйга – оказалось что-то с закосом под Лост (даже название такое же), только упрощённее. Честно говоря, смотреть неинтересно.

Кабанери – эпические драки прошли с первой серией и осталась бестолковость на каждом повороте. Поезда ездят по бесконечным дорогам столько, сколько надо сюжету. Откуда? Куда? Кто их строит? Трупаки рвут всех в клочья, но боятся главного героя, лоля демонстративно провоцирует обывателей, принцесса понятия не имеет об управлении людьми, в общем, Ноитамина в плохом смысле слова. Сюжет, как этот поезд, едет без пункта назначения.

Джокер гейм – короткие истории шпионского толка. Нормальные, но общего сюжета нет, болеть не за кого, просто зарисовки. А первые две серии были захватывающими.

Исекай – ну, этот выше головы и не прыгал, но всё же вторая арка скучнее первой. Какие-то надоевшие за сто сериалов мэйды, никому не интересные загадки.

Боку но хиро – да! Это хороший сериал. Только и он уже смотрится предсказуемо, обычный сёнен.

В принципе, кроме Маёйги и, может быть, Кабанери, смотреть остальное без скуки можно. Но я заглянул в себя и понял, что по-настоящему с удовольствием я жду единственные серии – Феникса Райта. Он как был милым, так и остался. Смешные и симпатичные вторичные персонажи ожили на экране такими, какими были в игре – ещё более такими.

Скачивалка Викидот

На чистом прекрасном Питоне написал я штуку, которая позволяет скачать викидот как репозиторий Mercurial.

Никто не знал, что такая штука вообще нужна, а я её написал.

Вот.

Весенний сезон 2016

Неплохой пока выходит сезон!

Все будут смотреть:
– Боку но хиро академия — мангу давно хвалили. Трогательно и воодушевляюще.
– Кабанэри — внезапно! хоть и выглядит по описанию как клон Титанов, но захватывает мгновенно. Тоже какой-то сюжетный родственник гандамов в новой обёртке. Две обязательные принцессы уже появились.

С ложкой дёгтя:
– Феникс Райт Ace Attorney — это наша хромая лошадь сезона, где неуклюжие серии будут чередоваться с волшебными, от которых сидишь и размазываешь сопли перед экраном.
– Joker Game — головоломка про 8 шпионов и обычного солдата, пока очень увлекательно, но сериалы такого типа могут стать скучными в минуту. На Баккано чем-то похоже.
– Зеро кара хадзимеру — сериал про попаданца, не такой уж новаторский, но интересный.

Подаёт надежды:
– Маёйга — немного наркоманская фельетон-сатирическая ноитамина про кучу народу, которые едут в какое-то чистилище начинать жизнь заново. Вроде интерес вызывает, но пока ничего решительно хорошего не сделало.

Ace Attorney

Продано на второй серии. Не знаю, что курили А1, но они умудрились снять крайне бестолковую первую серию, в которой Райт в опенинге бежит между каких-то подсолнечников, суд сумбурный, музыка вообще отношения не имеет, в общем, Blue: The Movie, и, и… и такую красивую вторую, что я просто потрясён. По-настоящему красивую. Иные сериалы за сезон такого не добиваются.

Где они раньше-то были?

Хотя всё равно, с такой первой серией скорее всего, сериал будет неровный.

Правило 80%

Есть простое правило, как проверить, что учёба в Анки идёт нормально. Посмотрите на процент угаданных карт каждый день, в среднем. Если он больше 80%, у вас всё хорошо.

Между 70% и 80% – можно поработать над обучением (см. ниже).
Меньше 70% – срочно нужно что-то менять.

Когда Анки работает как задумано, вы должны угадывать примерно 8-9 карт из 10. Если вы угадываете меньше, это значит не то, что у вас память плохая, а что вы пользуетесь им неправильно.

Что можно сделать, чтобы улучшить результат? Равномерно разбросать накопившиеся карты на несколько месяцев, снизить число новых и уменьшить в Анки Interval modifier.