Справедливость не справедливость

Сегодня в очередной раз встретил частое заблуждение — размытие значений слов, оно же “ничто ничего не значит”. Звучало это так:
– Но когда перед тобой явная несправедливость, надо не философствовать, а исправлять её.
– Откуда мы знаем, что это было несправедливо. Кто знает, что такое справедливость? Может, мы не в курсе, а есть какие-нибудь причины… Всё на свете происходит не просто так, а вследствие чего-то.
– Ты, получается, считаешь, что всё на свете справедливо? Потому, что мир вообще причинно-следственный, причины есть у всего.
– А так и есть.

Это мнение я слышу не в первый раз, и люди считают, что достигли какого-то философского просветления. Мол, мир таков, каков есть, всё в нём неизбежно, у всего есть причины. Если человеку не повезло, значит, он плохо понимал мир, не видел эти причины. И только полезно, что мир ударил его фактом в лицо, ведь теперь человек будет опытнее и в другой раз приспособится лучше. Поэтому всё на свете справедливо, всё говорит о мире правду; что отвечает истине мира, то и успешно, несправедливого нет.

Но это глупость, прыжок недостаточно высоко, невзятая философская планка.

Слово “справедливо” подходит к некоторым поступкам и не подходит к другим, оно для этого придумано. Слова нужны чтобы разделять вещи. Вот красное, а вот не красное, вот стол, а это — диван. Если ваши рассуждения приводят к тому, что слово перестаёт разделять вещи, вы занимаетесь ерундой и софистикой.

Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах — Софистика в Википедии

Так можно любое слово уничтожить, расширить на свою противоположность. В каком-то смысле и стул это разновидность стола, и белое – это вариация чёрного. Но никакой пользы в этом нет. Когда люди говорят “стол”, они имеют в виду стол, и вы это прекрасно понимаете, а зачем тогда морочите голову?

(ещё пол-страницы)

Для причины есть слово “причина”. Если бы, говоря о справедливости, люди имели в виду только “у всего есть причина”, для неё не придумали бы отдельное слово. Слово существует потому, что существует интуитивное представление, пусть расплывчатое и различающееся у разных людей, но тем не менее, достаточно общее, чтобы служить кирпичиком взаимопонимания.

Да, в философском смысле любой результат хорош, и что ни делается – всё к лучшему, поскольку всё отвечает существующему. Если гопник грабит банкира, пошедшего тёмным переулком, это отвечает истине, поскольку в тёмных переулках есть гопники, и если бы банкиру сейчас повезло, его бы ограбили в другой раз, мир таков. Но с этой точки зрения и мы часть мира, и если мы хотим посадить гопника в тюрьму, и этим уменьшить вероятность встретить гопников в переулке и увеличить число гуляющих там банкиров, это тоже потому, что мир таков. И чтобы объяснить, кого следует посадить в тюрьму, а кому вернуть деньги, мы и придумали слова.

И хотя понимаем мы их немного по-разному, любой разговор полагается на то, что говорим мы примерно об одном и том же.

Сначала проверяем, что относимся к ясным примерам одинаково. Это справедливо? Ну конечно справедливо. А это? Конечно, нет.
Затем находим границы взаимопонимания. А такой вот сложный случай? По-твоему справедливо? А по-моему, нет.
Наконец, находим принципы, по которым судим о справедливости – так, чтобы чёрное было чёрным, белое было белым, а посередине что-то промежуточное.

Рассуждения в духе “справедливость не справедливость значит не значит” расходятся с этой схемой в самом первом шаге. Человек просто не согласен, что чёрное это чёрное, а белое это белое. С ним невозможно ни о чём говорить, потому, что для этого нету слов – он их все сломал.

В качестве последнего реанимационного жеста можно предложить философу новые слова. “ОК, можешь называть справедливостью что хочешь, но давай поговорим о tadashisa. Когда человеку не платят зарплату, это не-tadashisa, когда за преступление сажают – это tadashisa, компрехенд? Вот если ты видишь преступление, и преступник гуляет на свободе, то не нужно ломать очередное слово, а нужно бы добиваться tadashisa.”

Правда, после этого придётся строить из новых слов в голове у философа все обычные человеческие рассуждения, которые приводят к мысли о ценности общих правил справедливости, и пока это будешь делать, он уже половину забудет, а в другой запутается *sigh*

Паланик

Начал перечитывать Паланика, и обнаружил, что он пишет не так цинично и нарушая устои, как раньше казалось. Паланик пишет романтические комедии. Бойцовский клуб, Уцелевший, Пигмей (последний так вообще). Бойцовский клуб ещё немножко чотко дерзко экранизовали, а у Паланика книжки ну вот примерно как “Пипец” (Kick-ass). Шутки, комедия положений, абсурд, романтика во все поля, цундере главные герои, добро и свет побеждают. Хэппи-энды всегда!

Я это одновременно и по книжкам увидел, и прочёл, что сам Паланик говорит “вот меня многие считают нигилистом, а на самом деле я романтик до глубины души”.

Отдаю фигурки

С прошлой поездки в Японию осталось две ненужных:
UPD: Все фигурки розданы.

(фото)

Сена из Ore no Imouto (несправедливо непопулярная!)

Карен из Моногатарей. Занято.

Как обычно, бесплатно, но если вы не в Москве, беру стоимость пересылки. Можно заодно взять ещё что-нибудь.

Скучный мир, где не знают сортирных шуток

Shimoneta to iu gainen ga sonzai shinai taikutsu na sekai
Книга про недалёкое будущее, когда в погоне за моралью и нравственностью всем в приказном порядке подарили часы Moto 360, которые следят, чтобы вы не говорили нехороших слов. Даже за такие безобидные слова, как “жопа” можно получить большой штраф, а за распространение порнографии сесть в тюрьму. Протагонист обычный японский школьник — сын человека, который 20 лет назад боролся с введением этих законов, поэтому при первом удобном случае его разыскивает и приглашает школьный кружокхулиганская организация SOX, члены которой выбегают на платформы в трусах на голове и разбрасывают непристойные открытки по школе.

По сравнению с таким кратким описанием книга условно неплохая, могло быть хуже. Во всяком случае, это не просто беготня “школьники побеждают завучей, потому, что те тупые”, а ещё и социальное послание о цензуре и её последствиях, пусть и немудрящее, но со спланированной демонстрацией. Многое правдиво: цензуру вводят по шажочкам под предлогом воспитания детей — и что получается; фальшивые мероприятия в поддержку законов, “никто не будет протестовать себе в ущерб, у всех свои жизни”.

Для аниме это неплохо. Но ничего особо выдающегося или захватывающего я тоже не увидел. Тёплых греющих душу моментов нет, герои обычные. Пожалуй, любопытна только Фува Хёка, и то лишь когда рассказ зашёл от её лица.

Пока я по своей шкале поставил бы 6: можно прочесть, если хочешь. Но это только первый том, всего их десять. В зависимости от того, куда автор повернёт, может получиться интереснее, возможности в сюжете есть. Однако пока читать я не буду, по книге всё равно летом будет сериал.
Интересный стиль иллюстрации — не знаю, сохранится ли в аниме.
Книжку отдаю.

Старые игры крупных фирм

Интересно находить связи между известными современными компаниями и старыми играми, которые те делали ещё будучи безымянными. Просто занятно, как современные конторы выросли из тех маленьких.

Например, Epic, которые сделали Unreal Tournament и теперь уже 16 лет выпускают продолжения и широко раскупаемые движки — это Epic Megagames, авторы старой-престарой задорной досовской аркады Jazz Jackrabit, которая была на всех дисках “1000 игр для IBM PC”.

Remedy, которые прославились Макс Пейном (а потом вторым), а сейчас снимают Алана Вейка и Квантум Брейк, давным-давно сделали отличные гонки с видом сверху Death Rally, тоже досовские, тоже с дисков “1000 игр”. Теперь их переиздали для мобильников и в трёхмерной версии, не знаю, такие же ли они увлекательные.

GSC Game World, авторы долгожданного в своё время Сталкера (подумать только, что уже 3 серии вышло и фирма успела развалиться). “Где-то я это название слышал”… Это то самое GSC Game World, которое было в “About” кривой, явно на коленке написаной виндовской переделки варкрафта-2 Warcraft 2000. В той версии, в которую я играл, в самой игре даже кампании не было, можно было только загружать карты через “Открыть файл”. GSC – это Grigorovich Sergey Constantinovich. Короче, Vasya Pupkin presents.

И само Близзард выросло из The Lost Vikings — в неё целое поколение играло. Тогда Близзард назывались Silicon & Synapse.

Вествуд уже почила, увы — сложно сказать, какие игры были у неё до известности, а какие принесли известность. Практически первая их игра, Dune 2, уже была крупной. Но Вествуд делала и милые квесты, например, “Кирандии”.

Третью часть Myst делала Presto Studios, которая до этого выпустила один из моих любимых квестов, The Journeyman Project (все три части).

Вот я уже шесть примеров вспомнил, ещё кто-нибудь знает?

Япония 2014 – Разное

Вроде это всё, что я хотел рассказать, вот ещё несколько интересных фотографий без темы.

(далее)

Бенто, продаётся в магазине (чуть меньше 1000 йен).

Always good sarvice

Милая собачка возле одного из магазинов по пути к Sky Tree.

Пока силы добра отвлеклись, в Японии проснулась фашистско-бендеровская хунта, что подтверждается фотографическими свидетельствами. Спросонья хунта рисует свастики задом наперёд:

Такие же ужасные символы были и на карте. Ля-ля-ля, Японская Народная Республика, три рубля, возмущённые местные жители. На самом деле это буддистский символ, им храмы обозначают.

Спортплощадка на крыше школы.

Открытый насквозь туалет. Тротуар вполне людный, школота мимо ходит.

Картинки на стене под станцией Рёгоку.

Точка сбора инопланетян. Каждый день с 7:30 до 8:30, кроме воскресенья и праздников. На велосипедах не берут.

Реклама пачинко. Can’t be this cute.

Янки недовольны разборками на своей территории.

Голубей не кормить. “Прекратите пожалуйста! Еда мне не нужна”. Лучше бы голубей врать отучили.

Троллейбус или трамвай недалеко от Тодая.

NPC 24 часа. А разве они не все 24 часа?

Шишио с приспешником на Комикете (и Кеншин сзади).

Спасибо, что читали!

Япония 2014 – Тодай

Ещё одно место, о котором знает каждый уважающий себя анимешник – это Токийский университет или Тодай. Сюда хотел поступить каждый интеллегентный герой манги since forever, до тех пор, пока в моду не вошли слайсы о рубке капусты и игре на гитарах.

(далее)

Токийский университет находится в Токио, поэтому ничего удивительного, что гуляя по городу, я высматривал его уже давно. И наконец, не встретив случайно, отправился к нему на экскурсию.

Как и в МГУ, в Токийском универе есть красивое главное здание, которое рисуют во всех фантазиях старшеклассников, и множество невзрачных больших корпусов, где для большинства и проходит учёба. Где находится главное здание я не знал, на карте был очерчен только кампус.

Как выясняется, Токийский универ совсем недалеко и от центра, и от станции Токио с её небоскрёбами, и от парка Уэно и от разных других интересных мест:

Бегать в Акихабару с занятий совсем несложно.

Доезжать до парадного входа на лимузине неинтересно, поэтому мы отправились к Тодаю от ближайшей станции кольцевой ветки — Уэно. Как выяснилось, перед у кампуса с другой стороны, так что сначала мы собрали все стенки и функциональные, а не красочные, входы.

Первыми зданиями Тодая, которые мы увидели, были, по видимости, общежития. Доступ к кампусу со стороны Уэно всюду закрыт, универ отгорожен бизнес- и такими вот строениями:

Вскоре мы добрались до чего-то научного:

Этот вход спрятан глубоко в тылах университетской территории. Так выглядит университет мечты для тех, кто учится в нём, а не только планирует в десятый раз сдать экзамены.

В таких местах вспоминаешь не о романтике поступления и дубовых партах (впрочем, я не знаю, есть ли такие в Тодае), а о пропущенных парах, несданных курсовиках, 50 задачах к среде для допуска к зачёту и о комнатах со старыми компьютерами, заваленых стопками бумаг.

Скорее всего, в будние дни здесь много студентов.

В таком серьёзном месте заходить внутрь было неловко (“А кто вы такие? А что вы тут делаете? А сколько листов имеет корень 3-й степени в комплексном пространстве?”), поэтому мы прошли насквозь и вышли на главную улицу перед входом в кампус. У нас это был бы Ломоносовский проспект.

Было ещё неясно, можно ли пройти внутрь и увидим ли мы главное здание (а также – насколько оно велико). Мы двинулись по улице, разыскивая вход. Миновали один, по которому непохоже было, что это вход для гостей – на самом деле он называется “Красный вход”, и войти там было можно. За забором тянулись интересные, романтические в своём роде здания, но не те, что нам были нужны:

Наконец, мы добрались до главного входа. Прошу любить и жаловать, через эти двери проходят все герои аниме и манги, которые хотят стать студентами самого известного в стране вуза (а некоторые проходят и по 8 раз, я смотрю на тебя, Кейтаро):

Внутри:

Да, это та самая аллея, где Кейтаро и Нарусегава играли в снежки. Я совсем иначе её себе представлял, я думал, это что-то открытое, вроде аллеи Воробьёвых гор. Наверное, у каждого свои воспоминания, из которых воображение складывает сцены.

Около входа, вид вправо. Стоят доски с объявлениями.

В центре аллеи, дорожки влево и вправо. Направо почему-то пройти нельзя (написано “Дальше прохода нет”).

Арка в здании сбоку

И вот главное здание Токийского государственного, называется лекторий Ясуда, по фамилии семьи магнатов, которая его построила. Оно совсем маленькое, больше похоже на часовню, а не на учебный корпус:

Всего 40 метров, главное здание МГУ смотрит на него свысока. Один шпиль МГУ в полтора раза выше:

Никаких занятий тут наверняка не идёт, только какие-нибудь формальные выступления. В 1960-х тут окопались тысячи студентов, которые требовали отставки Садовничего и расширения программы матанализа убрать базы США с территории кампуса. Полиция применила слезоточивый газ, студенты применили коктейли Молотова, но почти никто никого не убил. Некоторые из тех, кто тогда стояли в толпе, сейчас японские политики – Тодай знаменит тем, что регулярно их поставляет.

Перед зданием находится небольшая круглая площадка, где гуляют люди. Налево какие-то другие учебные корпуса, направо спуск к парку и древнее дерево с лавочками. В выходной день во второй половине дня почти никого не было, только гуляющие вроде нас:

За деревом находится небольшой парк, перед которым стоит статуя какого-то мыслителя. Рядом с ней водокачка – наверное, здесь когда-то можно было мыться. В декабре мы пробовать не стали:

Самые неожиданные кадры: так главное здание Тодая выглядит сбоку и так выглядит проход за ним. В манге и фильмах обычно этого не показывают:

Находиться в Тодае приятно, это действительно классический университет. Если бы я родился в Японии, я бы хотел тут учиться. Весь кампус полон той же тишины и академического достоинства, какую чувствуешь в некоторых крупных вузах и не чувствуешь в других, более будничных (как говорил Дуглас Адамс, “Корабли вогонов повисли в воздухе так же, как там не зависает кирпич”).

Это место учёбы и уединения, храм образования, что-то вроде древнего монастыря высоко в горах, куда талантливые молодые маги приходят учиться. Тихие дорожки, древние здания, редкие интеллигентные прохожие, парк с озером:

В озере живут рыбки в пол-руки размером. Их очень много, как вермишели в супе, они почти никуда не плывут, а просто тусуются около камней. Невозможно найти место в воде, где их бы не было:

Хотя весь парк размером 80 на 80 метров, в нём есть и собственный водопад. Наверху над ним в 40 метрах учебные здания, и однако в парке очень чисто:

Во дворах за зданиями главной аллеи так же тихо и безлюдно. Время от времени проезжает кто-нибудь на велосипеде и слезает, потому, что дальше от центра “только пешеходная зона, идёт ремонт”:

Арка под одним из зданий центральной аллеи.

Вывески на одном из факультетов. “Лекарства ломают общество” (не знаю, почему). “Для вашей безопасности повсюду установлены камеры”. “Страшный бухач, который действительно был” (это реклама или предостережение?). “Давайте не постить друг о друге инфу в интернете и не пробовать в шутку, нет ли у кого дыр в системе, а то как-то не айс”. “Все говорят “мне подливали”, никто не думает, что умрёт” (похоже, с пьянством тут борются).

Лето 2015 – Открытые рты!

Время посчитать открытые рты в новом сезоне! :)

Итого: 38 ртов. 26 сериалов из 36 поражены. 2 сериала захвачены полностью! 2 сериала активно сопротивляются заразе.
По сериалам могу осторожно посоветовать Shimoneta to iu gainen (“Shimseka” справа сверху): “Скучный мир, в котором не знают сортирных шуток”. Книжка условно неплохая, я ещё о ней напишу.

Япония 2014 – Йокогама

Йокогама – портовый город в 30 километрах от Токио. Если Чиба со стороны залива направо, то Йокогама налево.

(Фото и текст)

Город большой, 3.7 миллиона человек – самый большой в Японии после Токио, если саму Йокогаму не считать частью Токио. Ехать на поезде до неё буквально 20 минут.

В городе куча небоскрёбов, в том числе жилых – что для Токио или Киото необычно. Обычно в Японии даже в крупных городах все живут в собственных домиках или в крайнем случае хрущевках.

Некоторые места напоминают московские спальные районы.

Многие интересные места расположены вдоль берега, можно доехать до центральной пересадочной станции и двигаться дальше пешком.

Есть небольшой парк развлечений – конечно, не токийский Диснейленд, но горки неплохие:

Что нельзя делать на горках: справлять нужду, признаваться в любви, танцевать, одеваться как хипстер.

В порту стоял гигантский океанский лайнер. Рядом находится большое здание морского вокзала, причём сделанное для людей – похоже, морские путешествия тут развиты.

Таможня для приходящих кораблей:

В 1854 к японцам из Америки приплыла делегация, куча военных кораблей во главе с коммодором Мэтью Пэрри, и настойчиво предложила, чтобы те начали с США торговать. Подумав, японцы согласились и открыли тут первый торговый пункт. Тогда Йокогама была маленькой рыбацкой деревней.

Башня в Йокогаме ещё меньше Киотской.

Чуть подальше от берега есть широко известные китайские кварталы. Все их хвалят, но места какие-то сомнительные, злачные. Не знаю, отчего так кажется… чутьё.

Пока гуляли, наткнулись на длинющую очередь девушек. Огибая здание, она продолжалась до входа. Куда они стояли – загадка. Возможно, на концерт какого-нибудь айдола.

Кошачье кафе, можно играть с кошками, знаменитые кошечки – наколенный бизнес:

Ближайшая к чайна-тауну станция так и оформлена в его стиле:

Япония 2014 – Чиба (парк и монорельс)

Парк и монорельс из Чибы можно встретить в каждом шестом аниме потому, что примерно с такой частотой аниматоры вспоминают, что в Чибе живёт куча зрителей и хорошо бы сделать им приятное, а кроме парка и монорельса в Чибе ничего нет, это большой спальный район типа московского Бутово.

(Фото и текст)

Например, в Чибе живёт Сейдзи из Мидори но Хиби:

Герои Имоты тоже живут в Чибе, ходят в выдуманную старшую школу Чиба Бентен, прообраз которой находится неподалёку. Парк, где любит гулять Манами – это как раз тот самый Чиба-коэн.


Монорельс начинается у железной дороги на вокзале, который расположен довольно высоко:

Однако после пары красивых изгибов между высокими зданиями (эти картинки тоже есть в каждом аниме), он спускается почти до земли и дальше тихонько идёт себе над дорогой по одноэтажному городу.

Кое-где даже проходит опасно низко, так, что машины крышей могут задеть:

Написано: “Берегись монорельса” — поезд ходит снизу.

Первая же остановка после вокзала – тот самый парк, в нём оборудована станция, на которую ведёт лесенка:

Виды проезжающего парк поезда есть в любом аниме про Чибу:

Станции по японским меркам простенькие, да и сам поезд короткий – пара вагонов. Людей на станциях мало, но вагоны заполнены – то ли потому, что маленькие, то ли люди в основном едут до дальних остановок. В целом, кажется, монорельс – это такой продвинутый трамвай:

На краю знак: “Снизу дорога, мусор не бросать”

Отбытие поезда:

С краю зачем-то стоит рукомойник:

И опять сказано не сорить.

В вагоне вот так:

(Людей мы фотографировать постеснялись)

За прошедшие 11 лет поезда изменились (а может, рисовали неточно):

Как и на электричках, можно взять билет до соседней станции, и кататься по ветке сколько угодно, главное сойти в итоге на заявленной остановке. Для такого картинного вида транспорта это, наверное, неудобно. Хотя смотреть с монорельса особо не на что – домики во все стороны.


Парк небольшой даже по японским меркам, находится в глуши спального района. Это совсем не туристическое место, а просто маленький парк местного значения, куда можно выбраться отдохнуть от однообразных городских кварталов.

Разбит вокруг пруда:

По воде проложены дорожки:

На втором кадре – беседка, в которой иногда сидели Манами и Кёске:

А на первом другая – кажется, её я тоже не раз видел, хоть найти не могу:

За прудом расположены спортивная и детская площадки:

И ещё небольшая аллея метров в 300 для прогулок. В конце аллеи зачем-то стоит паровоз

Над прудом есть ещё кусочек парка. Он расположен на возвышении, туда ведут прогулочные дорожки.

На самом верху находится площадка:

Кто знает, что это за площадка? Правильно!

Это сцена драки Кирино и Манами. Вот они, те самые скамейки!

Вот только правда жизни была принесена в жерту правде художественной, и на самом деле Кёске там негде сидеть:

Неудобно, да.

Больше в парке ничего нет, и половины дня как раз хватает, чтобы посмотреть и парк, и монорельс.