Cowboy Bebop

Пока лежал в больнице, заставил себя заново начать смотреть Cowboy Bebop. В прошлый раз я его дропнул на середине, а дело было шесть лет назад, и, возможно, повлиял формат просмотра – анимкой из полузнакомых и не очень понятных личностей. Кроме того, за прошедшие годы я повзрослел, поумнел, и так далее.
Так вот, посмотрев Cowboy Bebop…

Посмотрев Cowboy Bebop………

Впрочем, я его не досмотрел, а дропнул на 19-какой-то серии, как только меня выписали! Свобода! Свобода от больницы временная и от Бибопа!

Картошкамоногатари

Вообще-то я не хотел это публиковать, но столько людей уже прочитало, что остаётся только признать свою вину и выложить текст открыто.

Картошкамоногатари

物語

По мотивам японских народных сказок Нисио Исина
Публикуется с сокращениями

(Читать)

Пришла пора рассказать вам о трактористе Сан-Саныче, истинное имя которого Acerola Orion Kissshot Heart And Blade I Drugie Slova Iz Angliyskogo Slovarya, но ни он, ни кто-либо ещё об этом не подозревают. Если говорить о том, когда же именно пришла эта пора, то пришла она в то время, когда пришла другая пора, а именно, пора закругляться со вступлением и переходить к главе первой, а я всё ещё не знаю, о чём буду писать.

Так вот, о картошке. В детстве я очень любил картофельное пюре. Мама готовила его редко, потому, что питались мы в основном рисом, потому, что рос я в семье чокнутых отаку и роллы видел чаще, чем пельмени, но зато каждый раз для меня был как праздник. Любовь к картофелю я пронёс сквозь всю свою подростковую жизнь, и когда стал постарше, заходя в супермаркет, непременно брал себе пару килограмм картофеля.
Этим летом мы поехали “на картошку”. Забегая вперёд, скажу, что хотя мероприятие так называлось, копать нам предстояло свёклу. В странах бывшего Советского Союза словами “на картошку” обозначают любое мероприятие, связанное с выездом бесплатной студенческой силы на поля. Таким образом, название совершенно не отражает сути.
Сойдя с поезда, мы добрались до картофельной базы (на которой, вопреки названию, теперь выращивали свёклу). Тут-то я и встретил Сан-Саныча. Он лежал на обочине дороги, лишённый всех сил. Если б я его так оставил, он бы умер. Я принёс ему поллитра, он выпил и воспрял духом, с тех пор я каждый день приношу ему поллитра, что избавляет меня от части зарплаты и прибавляет ему сил. За это он согласился считать меня хозяином.
– Я специалист… – сказал Сан-Саныч Oreola Atseon etc – Специалист по тракторам. Если встретите трактор, зовите меня. Весь спектр услуг. Изгоню, приручу, отведу домой. Особенно буду рад, если вы встретите мой собственный трактор.
Однажды мы встретили его собственный трактор, но это совсем, совсем другая история.

Так или иначе, первые полдня мы собирали свёклу, а потом сели на обед. Непочатые поля свёклы давили на сознание.
– Хочешь картошки? – спросил мой товарищ по институту, которого звали Федя ОБЕЗЬЯНА. Я лихорадочно кивнул головой. Федя протянул мне свёклу.
Свёкла. Её называют “картошкой русских крестьян”. До того, как к середине 19-го века завезённая Петром Первым картошка завоевала, наконец, популярность, в деревнях выращивали свёклу. Неудивительно, что эти два овоща можно спутать. Поэтому тогда я ничего не заподозрил и отказался. Свёклу у Феди ОБЕЗЬЯНЫ взяла Таня ЗМЕЯ.

Рекламная пауза. В блю-рей версии рассказа здесь будет совершенно ничем не спровоцированная эротическая сцена с Таней ЗМЕЁЙ. Смеем вас заверить, что хотя она и змея, все отличительные черты человеческой женщины у Тани присутствуют.

На следующий день, когда мы сидели, отдыхая, над вёдрами, Федя ОБЕЗЬЯНА опять подошёл ко мне:
– Много картошки накопал? – спросил он, оперевшись об лопату. И посмотрел прямо на меня.
В этот момент я понял.
До меня дошло.
Я увидел.
Его глаза сверкали безумием. Он смотрел на меня, как одержимый. Ему нужна была картошка. Не годилось ничего, кроме картошки. К сожалению, на этом поле была только свёкла, а картошке здесь было взяться неоткуда, но эти слова я, поперхнушись, удержал в своём горле, а взамен осторожно ответил:
– Прилично…
– Где она? – спросил Федя, и я почувствовал, что это тот вопрос, на который я не могу отказаться отвечать.
ГДЕ ОНА?!
Слова Феди звенели в моих ушах, переливаясь своими сумасшедшими интонациями. Лопата в руках Феди подрагивала, готовясь сорваться в воздух и рухнуть на меня, чуть только я попытаюсь увильнуть от ответа. Где она? Откуда взять картошку на поле свёклы?!
– Там, – кивнул я в сторону мешков. Федя медленно поднял голову и посмотрел вдаль.
– Хорошо, – медленно, одобрительно кивнул он. Обливаясь потом, я ждал, но содержимое мешков Федя ОБЕЗЬЯНА решил не проверять. Он неторопливо развернулся, и волоча за собой лопату, поковылял прочь. Я уже вздохнул было с облегчением, как вдруг он остановился.
Повисла тишина. Федя не поворачивался. Я ждал, затаив дыхание и глядя ему в спину.

– Сегодня вечером её поедим, – хитро сказал Федя, и у меня внутри всё съёжилось.
– Что поедим?
– Картошечку.
Федя обернулся. На его лице блуждало самое дикое из диких, самое сумасшедшее из сумасшедших выражений, какое мне доводилось видеть:
– Она ведь не пропадёт никуда до вечера?
Бросив это на прощание, он ушёл.

– Сан Саныч, нам нужна картошка!!
Я ворвался в обиталище единственного своего знакомого из местных жителей, который мог что-либо сделать в такой ситуации. Кстати сказать, обитал Сан Саныч Celeron Chocopie в здании школы. В здании старой школы. В разрушенном здании старой школы. В подвале разрушенного здания старой школы. В грязном, зассаном подвале разрушенного здания старой школы. В домике из картона. Он был большой художник, творческая личность и безработный.
– Успокойся, – остановил он меня рукой, – Объясни, в чём дело.
– Нам срочно нужна картошка!!
– Излагай по порядку.
– Один: нам. Два: срочно…
– Достаточно, теперь в случайном порядке.
Я рассказал ему всё про безумие Феди ОБЕЗЬЯНЫ, про наш разговор и про то, как если вечером на столе не будет картошки, случится что-то страшное. А где возьмёшь картошку посреди бескрайнего свекольного поля, которое мы, кстати, до конца этой недели должны собрать?
– Может быть, поблизости есть деревня? Может, кто-то из крестьян выращивает картофель? Сбегаем, выменяем на что-нибудь, купим, лишь бы успеть вовремя и успокоить Федю…
Но все мои надежды обрубило как канат ударом топора, когда Сан Саныч произнёс:
– Бесполезно.
– Как бесполезно? – открыл я рот.
– Бесполезно, – повторил Сан Саныч, – Потому, что картошка тут не при чём.
Я только заморгал:
– А что же при чём?
– Свёкла.

Свёкла.
Я шёл по просёлочной дороге, возвращаясь на базу, и вспоминал слова специалиста по тракторам. Совхоз “Путь капитализма” был основан в 1965 году. В этом году американцы переизбрали Линдона Джонсона, а Леонов совершил первый выход в открытый космос. Тогда совхоз назывался “Путь коммунизма” и занимались здесь, в основном, выращиванием картофеля. С тех пор прошло почти пятьдесят лет.
– Как думаешь, что у нас тут растили всё это время?
– Ка, – я запнулся, – ка, картошку?
– Картошку.
– Вот как.
Поля вокруг были полны свёклы. Её хорошо узнаваемые кусты поднимались над землёй покуда хватало видимости. Не оставалось ни малейших сомнений, что в этом году картошкой тут даже и не пахло.
– Тогда куда же она делась? Что случилось в последний год? Откуда вся эта свёкла? – я указал из окна.
– Откуда? Вот и помозгуй, что случилось, а я пока решу твою проблему с Федей.
– Ты добудешь картошку? Ты же сказал, что это бесполезно. Да и где ты её найдёшь в такой глуши?
Специалист по тракторам покачал головой:
– За кого ты меня принимаешь? На ужин будет картошка, зуб даю.

Рекламная пауза. В блю-рей версии рассказа здесь будет совершенно ничем не спровоцированная эротическая сцена с Марьяной УЛИТКОЙ, о которой прежде даже не упоминалось.

И вот, время близилось к ужину, а от Сан Саныча не было вестей. Наша группа из четырёх человек собралась вокруг костра, на котором висел котелок, где разогревалась вода для варки. Федя сидел слева от меня, и с каждой секундой мне становилось всё страшнее.
Что, если Сан Саныч не нашёл картофеля или не успеет вовремя? Как поведёт себя Федя, если картошки не принесут? Пожалуй, все вместе мы его удержим, но какую травму нанесём его сознанию?
– Картошка, – бормотал себе под нос Федя, поглядывая в мою сторону, – Люблю картошку.
Я тоже люблю – но не до такой степени, чтобы сходить с ума!
Наконец, вода закипела, и Федя повернулся ко мне. Сумасшествие исказило черты его лица, рука сжала вилку так, что заскрипела сталь.
– Ну что же, – проговорил он негромко и угрожающе, – Неси картошку.
Ком встал у меня в горле. Два других товарища молчали, выжидающе глядя на меня. Он их подговорил?
– С-сейчас, – пробормотал я, лихорадочно озираясь и ища спасения в сгущающейся темноте, – К-Картошка… Да-да, картошка.
И в этот момент, когда я уже думал, что придётся драться.
Из темноты выступил Сан Саныч.
В руках он держал картошку.

Она была как раз такой, какой и должна была быть – круглой, красной, с длинным хвостиком снизу.
Она была нарисована на листе бумаги.
Лист этот принадлежал книге, толстой, страниц в 600 – очевидно, тому из какой-то энциклопедии.
– Я говорил, что наш колхоз пятьдесят лет растил картошку? – спросил меня специалист по тракторам. Я кивнул.
– Я тебя спрашивал, что случилось?
Опять кивок.
Насмешливо, по слогам, тракторист ответил:
– Ни-че-го.
Над изображением картошки в книге, которую держал в руках мой знакомый тракторист, крупным шрифтом было напечатано название энциклопедической статьи: СВЁКЛА.
– Картошку здесь растят до сих пор.
– Но погоди…
Я смотрел, ничего не понимая, на статью “СВЁКЛА”, под которой красовался рисунок картошки.
Свёкла…
Картошка…
Свёкла…
Опять картошка…
Сан Саныч ткнул коротким толстым пальцем в раскрытую страницу, прямо в рисунок овоща, из которого мама всё детство делала мне сладкое пюре:
– Это – СВЁКЛА.
Он нагнулся и вытащил клубень из одного из мешков, в которые мы вот уже два дня сбрасывали выкопанные бугристые желтоватые плоды:
– Это картошка. Ты, пацан, умудрился дожить до своих лет и их путать. Чему вас там в городе учат?
И тут я вспомнил, как мама, открывая кулинарную книгу, говорила папе:
– Корица, кориандр – кто только названий повыдумывал! Да я картошку от свёклы не отличу!
– Ха-ха-ха-ха! – смеялся папа.
– Ха-ха-ха-ха! – смеялась мама.
Они и вправду не отличали картошку от свёклы.
И неправильно научили меня.

Бип, бип, – набрал я на следующее утро номер на своём мобильнике.
– Привет, мам. Я просто звоню сказать, что картошка – это на самом деле свёкла. А свёкла – это картошка. А вы с папой идиоты. Тебе всё понятно?
– Ха-ха-ха, ты раскусил нас? Это ещё ничего, вот когда ты узнаешь, что…
– Тихо! Не говори ему!
– Папа, не перебивай! Что, что я узнаю, мам?!
– Ничего-ничего, не волнуйся. Кстати, когда у тебя выпускной?
– Я УЖЕ В ИНСТИТУТ ПОСТУПИЛ!!
– Ага, значит, ловушка 52 не сработала…
– Это была ловушка 152.
– А мне кажется, 52.
– 52 это про то, что сморкаться надо в занавески.
– СМОРКАТЬСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАДО В ЗАНАВЕСКИ, МАМА!!
– Ха-ха-ха, эта ещё в порядке!
– ХВАТИТ НАДО МНОЙ ИЗДЕВАТЬСЯ.
В притворном гневе я бросил трубку. Из-за моей спины, точно из ниоткуда, возник тракторист Сан Саныч, и я воспользовался этим, чтобы у него уточнить – просто на всякий случай:
– Сморкаются ведь в занавески?
– Если в гостях, то да, – кивнул Сан Саныч.
Ну слава богу, хоть с этим не обманули.

Нисемоногатари

Досмотрел, наконец, с большим опозданием Нисе.

Мне, конечно, завидно, как Нисио Исин умеет из нескольких слов плести смысловую паутину, где эти слова снова и снова возникают под разными углами. Нисе то, нисе это, сейги но миката, сагиси… И даже речь Арараги в конце получилась красивой, воодушевляющей.

Но давайте проснёмся на секунду от графоманского бреда и приглядимся. Моральная проблема Арараги была следующей:
– А давайте мы убьём твою сестру?
– Бла бла бла БЛА БЛА БЛА бла бла бла БЛА БЛА БЛА блаблаблаблаблабла БЛАБЛАБЛАБЛАБЛАБЛА бла бла бла плохая идея.

Что, запретить убивать сестру – это требовало получасового трёпа про правды и неправды, настоящее и фальшивое, про справедливость, отношения с семьёй и разницу между плохим и хорошим? Да это же бред собачий. Тут ничто не нуждается ни в каком обсуждении. “Мы пришли убить сестру потому, что она тебе не родная, и вообще кайи” – “Вы больные штоле? (Голосом Джигурды) А ну на*** отсюда!”

Таким образом, настоящее достоинство, и оно же проблема всех *моногатари – это чрезмерная компенсация.

Нет ничего выдающегося в том, чтобы отвести потерявшуюся девочку домой, познакомить одноклассницу с тем, кто может решить её проблему, или запретить казнить близкого за то, что он формально не человек. Это не поступки, которыми можно гордиться. Скорее, не поступить так было бы странно.

Однако Баке и Нисе подают их чуть ли не как вершину человеческого духа и триумф человеколюбия. На “объяснение” необходимости таких действий герой тратит по серии, пафосно распинаясь про всё значительное, что ему приходит на ум. И главное, это выглядит красиво.

Баке и Нисе научились делать пошлые вещи, те же самые, по сути, что делает весь остальной аниме-ширпотреб, так, что они не вызывают отторжения. Исин отыскал границу между “изобразительной” и “содержательной пошлостью” – и с удовольствием доказал, что все те, кто называл дешёвки дешёвками, были недовольны в основном первым. А стоило чуть замазать пошлость белилами – и все уже сидят у экранов, воображая, как на них вешаются 12-летние школьницы и 14-летние сестрёнки, а они произносят пафосные речи и отводят их домой, восхищаясь собственным благородством.

Нисе доводит этот эксперимент до следующей стадии: некоторые серии в нём – это уже даже не эччи, а без двух минут хентай. И в своём роде даже хуже, чем хентай, потому, что хотя изобразительная часть в хентае бесстыдней, содержательная часть намного бесстыдней в Нисе. До Нисе такое трудно было себе представить.

Авиапочта

Мама рассказывает, что в советское время было два типа посылок: обычные и авиапочта. Обычные стоили пять копеек, авиаотправления – семь.

Отправка авиапочты производилась следующим образом:
1. Если погода лётная – посылки мчались самолётом.
2. Если погода нелётная – ехали поездом, т.к. вариантов-то нет.

Обычная почта доставлялась так:
1. Если погода лётная – посылки мчались самолётом, т.к. там есть лишнее место.
2. Если погода нелётная – ехали поездом, как и должны.

Весенний сезон

Поднято в связи с поступлением, наконец, информации. Хотя уже летний сезон идёт.
Итак, весенний сезон

Смотрел:
Accel world – офигенно. Толстый трусливый парень получает программу, с помощью которой можно тормозить время в жизни, а не в виртуальной реальности. Ну и вообще стать крутым.
Tasogare Otome X Amnseia – смешно! Вокруг девчонки происходит полтергейст, а она ничего не замечает и мечтает о призраках. Хорошо снято, быстро, не скучаешь. Ещё одну серию точно посмотрю.
Эврика 7 AO – неплохо, качественно, хотя и не совсем “та самая Эврика”. Главгерой – (спойлер)сын Эврики, живущий, почему-то, в наше время а не 10 000 лет спустя, как Рентон. Но Нирваш при нём. Судя по всему, либо всем пофиг на сюжет, либо нас ждут путешествия во времени.
Sankarea – не фонтан. Парень хочет найти девушку-зомби. Пытается воскресить кота в заброшенном здании, и похоже, в результате превратит в зомби какую-то свою поклонницу. В первой серии этого так и не случилось, так что вся смысловая нагрузка – их знакомство.
Hyoukaдико скучно. Главный герой перешёл в старшую школу. Его попросили вступить в клуб. Там была девушка. Обычный клуб, обычная девушка, обычный герой. Не могу найти ни одной зацепки, которая вызывала бы интерес.
Ozuma – ерунда. Может быть, понравится девушкам или ностальгирующим по графике 80-х, хотя вряд ли.
Nazo no Kanojo X – слюни едят. Немного противно, немного интересно, но интерес быстро угас, т.к. ничего “загадочного” в сериале нет. Просто про школьную любовь, со слюнями.

Что я буду пробовать смотреть:
Lupin (очередная пересъёмка?)
Sakamichi no Apollon – говорят, про джаз

Не буду смотреть:
Uchuu Kyouday (Братья по космосу) – клон планетез?
ZETMAN – детское супергеройское?
Natsuiro Kiseki – всё аниме про “то лето” это штамп.
Medaka Box – Харухи номер два + морализаторство?

К слову, хочу ругать randomc.net, через который слежу за новыми сериалами. Их обзоры бессмысленны максимальным образом.
1. Тупой случайный набор из 50 картинок. Не лучшие кадры, не интригующие, а просто наугад.
2. Пересказ в бессмысленных подробностях содержимого серии. Мне пофигу на подробности, я общую идею знать хочу – что в завязке было прикольного. Из перессказа этого тем более не понять.
3. И однообразные похвалы всем компонентам сериала – “музыка хорошая, сюжет ничего, герои непростые”. Картошка, морковь и лук вкусные, а винегрет получился несъедобный.
Совершенно бездарные описания, в общем. Можно и не читать.

Эврика 7 АО

Я всё не могу вспомнить, что же мы такое смотрим? Гандам 00? Darker than Black?

О дорамах

Поразительно, насколько японцы художественно снимают аниме, и насколько бездушно – дорамы.

Этим летом выходит кинофильм и новая игра “Феникса Райта”. В игре полно анимешного видео. Просто посмотрите два трейлера: к игре и к фильму.
Не скажу, что трейлер к игре безупречен. Но из него понятно, о чём речь, какие загадки ждут, что будет в сюжете интересного. Он умеет заинтересовать. Посмотрите, как начинается трейлер: никакой суеты, правильные планы, за несколько секунд создающие историю. Когда Феникс бьёт рукой по листку и выступает из тени, у меня, как и задумывал режиссёр, мурашки по коже.

Это трейлер к игре, в которой видео вообще глубоко вторично! Всю вот эту анимацию туда добавили просто красоты ради, это даже не геймплей.

И трейлер к живому фильму. Блин, что это вообще? Ладно убогая техно-музыка, ну не хватило денег на оркестр. Ладно герои, играющие традиционно бездарно – в аниме легче, там рисунок (хотя голос-то и там лучше!). Но режессура почему такая? Это не история, не введение к фильму, а какие-то бессвязные обрывки сцен. Где такой рекламе воодушевить или заинтересовать!

А ведь фильм, в отличие от новой игры, делается по готовому материалу. По содержимому первой игры, которая за свой интересный сюжет и забавных героев стала знаменитой. Как так выходит, что все до последней дорамы настолько ужасны? Неужели у производителей дорам с производителями аниме война, и они не могут попросить режиссёров аниме просто придти и показать им, как надо? Они что, в разных странах живут?

Смотрел недавно “Людей в чёрном 3”, а сейчас пересматриваю первую часть. Все три фильма мне нравятся, но первый качественней и глубже. Почему? Я стал следить за актёрской игрой Уилла Смита, и удивился, поняв, что тот почти не кривляется и не шутит. Он всерьёз гонится за преступником, за всю сцену ни разу не улыбнувшись. Прямо не Уилл Смит какой-то…
И тут я понимаю: да он ведь и не должен быть Уиллом Смитом.

Вот в чём фигня-то. Уилл Смит в третьем фильме играет Уилла Смита, а не агента Джей. А сколько можно смотреть фильмов про Уилла Смита?

Это уже не “Люди в чёрном 3”, это “Уилл Смит 28” и “Томми ли Джонс 5”. Сценарист первой части сочинял интересного героя. Сценаристы второй и третьей частей посмотрели, как этого героя играет Уилл Смит, запутались и сочинили фильмы про Уилла Смита. А интересно было не про него.

Похоже, многие вторые части этим страдают. Чем лучше герой сыгран в первой, тем штампованней он будет действовать во второй и дальше.

И кстати, Агент Кей (Томми ли Джонс) вполне себе хохочет в первой части. Не такой уж он мрачный.

Про химиотерапию

Одно из средств лечения рака – химиотерапия. Попросту говоря, в организм вводят специальные яды, которые разрушают все быстро делящиеся клетки: и раковые, и полезные (например, некоторые кровяные тельца). Рассчёт на то, что организм восстановится быстрее опухоли, и уничтожит её остатки.

Меня заранее предупреждали, что будет плохо. Но ту неделю, что я лежал в стационаре, плохо не было – эффект чувствуется не сразу, поскольку кровяные тельца ещё остаются в крови. На пятый день, когда я вернулся домой, меня уже мутило, но передвигаться я ещё кое-как мог (что я и сделал, погуляв по Москве всем назло, но это отдельная история).

А вот на шестой день старые кровяные тельца, похоже, кончились, а новые ещё появляться не начали, и стало совсем нехорошо. Думаю, 21-22 часа из 24 я спал, а когда вставал – чувствовал себя как пьяный, и мне постоянно казалось, что я вот-вот упаду в обморок. Это одно из проявлений химиотерапии – анемия. Вымирают красные кровяные тельца, которые разносят по телу кислород.

Ещё вымирают белые кровяные тельца, которые борются с инфекциями. Поэтому имунная система в организме, фактически, отключена. Погуляв на пятый день, я, разумеется, тут же заболел кашлем, и болел с перерывами и ухудшениями все три недели до настоящего момента. Сейчас я уже почти пришёл в себя, но другим неприятным следствием химиотерапии был как раз бронхит на второй неделе – пару дней я снова провалялся в полуотключке.

Вот такие дела. Остальное время, начиная с восьмого-девятого дня курса, и не считая обострений кашля, я чувствовал себя более-менее нормально, так что главное пережить шестой-седьмой дни и не бегать по людным местам, чтобы не заразиться инфекцией. Против опухоли химия подействовала, кажется, как и было задумано, и лечение проходит хорошо.

Ах да, я теперь лысый, но всё равно интеллигентный. Бандита из меня не получилось.

Про свободу выбора

Свобода выбора работает в обе стороны. Например, если вы считаете, что люди вольны спать с кем хотят, даже одного с ними пола – нормальное убеждение, не возражаю – то эта же логика приводит и к тому, что люди вольны относиться к другим, как хотят, например, ненавидеть геев. Это ведь тоже проявление личности и характера. И тогда получается, что весь спор в одном: до какой степени люди не имеют права вмешиваться в чужую жизнь на основании своих симпатий и антипатий? Ведь запретить любить и ненавидеть мы не можем, допустимо лишь ограничить проявления этих чувств – дискриминацию.
Но тут защитники гомосексуалистов (или феминсты, или хаббардисты, или ещё кто-нибудь) выясняют, что им мало побороть фактическую дискриминацию – когда не берут на работу, не пускают в клуб или сажают в конце автобуса. Им нужно, чтобы общество к угнетаемым хорошо относилось. Улыбалось им на улицах, дарило цветы, дружило с ними.

А вот это уже не “борьба за свободу”. Это борьба за свои вкусы, против чужих вкусов; позиция либертарианцев не имеет никакого морального преимущества. “Давайте переучим людей так, чтобы они уважали хаббардистов не меньше, чем католиков?” “А давайте вместо этого переучим хаббардистов в католиков”. Переучивать людей – это отнимать их свободу.

Примечание: я не против борьбы за свои вкусы, просто не надо притворяться, что на вашей стороне бог, вселенская справедливость или ещё какой-то абсолют. На вашей стороне вы. На чужой стороне ваши противники.