Пробежал напоследок в воскресенье по МГУ. Безлюдные ночные улицы. Городок МГУ это одно из самых успокаивающих мест, которые я знаю. Давно мечтал как-нибудь приехать туда, сесть на лавочку и просто читать какую-нибудь книгу. Но много лет не мог собраться.
И вот я прибежал туда ночью на пустой стадион. Хотел сидеть и в темноте смотреть аниме. Но побежал дальше.

Москва пустая. Всё закрыто, ТЦ стоят тёмные, людей на улицах нет. На МЦК никого нет. В автобусах, в метро, везде висит “оставайтесь дома”. Даже на башнях Москва-сити что-то такое крутилось.
Когда выходил из дома, Собянин как раз объявил изоляцию с 30-го апреля. Оставалось 4 часа!
Фотки с прошлой недели.

Вчера пробежал 3км без нарушения режима изоляции. Маршрут мечты. Привет плита, привет диван.

Бегущий город

25 апреля27 июля в Москве будет Бегущий город, игра, где надо бегать по необычным дворам и переулкам и выполнять несложные задания, сфоткать что-нибудь, посчитать, найти какую-нибудь табличку. В разных категориях можно играть пешком, бегом, на велосипеде, на автобусах-метро и на роликах/скейтах.
Сам не играл, но слышал, что приключение! В гугле много отчётов разных лет.

Буду играть в категории “30 км бегом“, может, кто хочет со мной? (Несколько человек могут играть командой) Поскольку это не марафон, а прогулка с перебежками, достаточно уметь бегать километров 8, такой выносливости должно хватить.

Заодно: ищу команду на июльский ICFPC (командный турнир по программированию с любопытными игровыми заданиями).

Коронавирус

Если пропустили (подробная статья):

  • Для пожилых действительно опасен (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • Симптомов нет 5-10 дней, но больные заразны
  • Каждые 6 дней заражённых становится вдвое больше

Поэтому страна может быть “как бы не заражена”, но на самом деле больные могут быть повсюду, просто ещё не видны.
Раз вирус находят у актёров, депутатов, президентов, значит, его гораздо больше, чем считается. Нечего и говорить о России. У нас почти никого не проверяют.

20-30 больных без всяких симптомов въехали из какой-нибудь безобидной страны типа Германии месяц назад. Прилетают десятки тысяч, всех не проверишь. Через месяц больных уже 2000 – а в Москве могут быть и все 10000. В каждом поезде метро кто-то уже может быть заражён, любой поручень может быть заляпан.
Поэтому мойте руки, не хватайтесь за лицо, советуйте пожилым сидеть дома, не приезжайте к ним или приезжайте в маске и ничего не трогайте.

Возможно, это лишние тревоги. Но никто заранее не думает, что с ним происходит то самое, когда тревоги нелишние.

О театре и переводе

В переводе главное — хорошо понять смысл. Передать его можно по-разному, активный словарь у всех разный, но когда смысл ясен, пару-тройку неплохих вариантов придумает любой.
Идеально передать стиль это уже второе дело. Перевод в любом случае будет гармоничным, поскольку переводите целиком вы.

В театре с давних пор есть условно две школы: чувства и действия.
Школа чувства говорит, что нужно поставить себя на место героя, вызвать в себе такие же чувства и они сами отразятся в поведении.
Школа действия считает, что никаких хитростей не надо, а в сценарии должно быть написано “Он подошёл ко столу, схватил листок, пробежал взглядом, стиснул зубы, скомкал бумажку и швырнул в огонь”, и будет ясно, что герой взбешён.

Школа действия, по-моему, в конечном счёте права. Чувства выражаются в действиях. Попробуйте сыграть: “сидевший на диване человек рассердился, но слушал дальше и еле сдерживался”. Ну?) На позе и выражении лица далеко не выедешь. Нужны поступки (или обстоятельства).

И когда автор пишет книгу, он тоже передаёт чувства действиями. Герой хлопает дверью или уносится, забыв её закрыть, а не объясняет словами, что рассердился или обрадовался. Но автор выбирает, что показать! Подробности мы додумываем сами. Вы без меня знаете, что герой хмурился, к столу шагал нетерпеливо и взгляд его был прикован к бумажке.
Актёр же все подробности, которые книга оставила фантазии читателя, должен сыграть. Если он что-то пропустит, зритель почувствует обман. Подсознание плохо разбирается в логике, но легко замечает нарушение гармонии.

Но в поведении столько мелочей! Их трудно все описать и ещё труднее сознательно сыграть. В этом правота школы чувства. Она учит играть гармоничное поведение бессознательно, обращаясь не к логике, а к своим привычкам.

То есть, театр похож на перевод. Перевод со сценарного на поступочный. Нужно понять смысл написанного. Отметить самое важное. А затем сказать это теми “словами”, которые есть у тебя в голове.
Поэтому каждый актёр в какой-то мере играет себя. Так же, как каждый перевод это немножко сочинение переводчика.

Зарёкся бегать до весны потому, что с прошлого марафона коленка болит. Но нет! Бедная моя коленка.

Зимой бегать хорошо, пока не останавливаешься.
Какой-то мужик спрашивает, вам не холодно так? Пока бегу-то не холодно! Здоровья пожелал, с новым годом поздравил, хороший мужик.

Когда не знаю, что делать, я иду в качалку или плавать или бегу, а в последнее время надо туда просто кровать перенести)

Купил себе клёвую шапку Kusto, которую подсмотрел у друга друга своего друга. Там же, где брал, продавались портфели с лисичками Vallraven Kanken. Так вот, откуда они берутся!

С Новым Годом!

Пусть все, кого мы любим, будут живы и здоровы. Пусть время не летит так быстро, пусть жизнь будет полна долгожданных радостей, а каждый день будет тем днём, когда, не замечая этого, мы счастливы.
Пусть такие дни будут у всех, кто мне дорог.
С Новым годом!

Новый год

Пока план такой, что завтра часов с 4 ночи буду гулять где-то в районе Болотной или на самой Болотной. Кто будет рядом и найдёт, приходите пить глинтвейн! Можно наблюдать химселфа, живого, говорящего, читающего книги и сочиняющего плохие стихи. Но я могу замёрзнуть раньше или глинтвейн кончиться.

Две недели не ходил в бассейн, чуть плавать не разучился. Я думал, будет символическое “потерял навык” под новый год. Но из вредности проплыл 2.2 километра. На сердитых воду возят.

Делать свои ошибки

Когда знаешь, что делаешь ошибку, но хочется, иногда надо просто её сделать.

Потому, что это моя собственная ошибка. Пусть будет как будет, я хочу её сделать. Некоторые ошибки надо делать и стать умнее, в них никогда не поверишь со слов. Не будет мира в душе, пока не сделаешь как хотел и не поймёшь, что да, зря ты это сделал.

А некоторые ошибки это не ошибки.

И когда вы послушаете других и не сделаете их, это сюжет для трагедии. Я знаю историю на эту тему, но не хочу сейчас её рассказывать.
Другие могут быть опытнее, но моя жизнь моя. Лучше я ошибусь, сделав как хочу, чем ошибусь, не послушав себя.
Более хорошая история.

Более хорошая история такая. Однажды я выбирал кроссовки для бега. И все не шли ни в какое сравнение с моими прежними. Только одни, когда я надел их на ногу, оказались замечательно мягкими и лёгкими.
Я спросил у консультанта.
– Вы что! – сказал консультант, – Эти для бега не подходят. У них скользкая подошва. Это прогулочные кроссовки.
Я перемерил все другие. Выбирал ещё полчаса. Я нашёл лучшие из оставшихся. Но не откладывал прогулочные. Консультант говорил, что они неполноценные. Нога говорила, что не хочет лучшие из оставшихся.

В конце концов я подумал: какого чёрта. Могу я ошибиться, если хочется? И купил те, которые нравились.
Кроссовки оказались отличными.

О памяти

Кому-то покажется очевидно, а кому-то ненаучно. Представляю, что память хранит в основном контрольные суммы (хеши):
– Узнаёшь легко, а вспомнить/написать не можешь
– В небольшой голове умещается слишком много знаний.

По хешу нельзя вспомнить

Ликбез: Хеш это штука, которая длинное описание превращает в проверочный код:
CRC(Текст “Войны и мира”) = 9378
Запомнить 9378 проще, чем “Войну и мир”. Но из 9378 текст книги не вернёшь! Можно только посчитать книгу ещё раз и понять, её ты читал или нет. Например:
CRC(“Цапля чахла, цапля сохла, цапля переродилась в свою истинную форму и захохотала мрачным смехом”) = 57840. Этого мы ещё не читали.

По хешу нельзя вспомнить

, можно только понять “я это знаю”. Голова перебирает варианты и смотрит, какой “уже знает”. Обычно это мгновенный, подсознательный поиск.

Как проверить миллионы вариантов быстро? Мозг подбирает ответ по кусочкам. В голове есть объектная модель — представление о том, как вещи устроены и связаны. Подсознание раскручивает подробности со всех сторон, и каждую проверяет, “знает или нет” и “логично или нет”. Например, оно спрашивает:
– был ли я утром в этой комнате?
– был ли я днём в этой комнате?
– был ли я вечером в этой комнате?
Иногда в комнате вы были только раз, и голова нашла ещё одну подробность, от которой можно оттолкнуться. А иногда годятся все варианты. Тогда она смотрит, какие лучше сочетаются с другими.

Весь этот поиск иногда происходит сознательно и его легко заметить. Например, знающий математику легко подберёт забытую теорему. Вспомните, как это происходит. Чем больше знаешь, тем проще угадать пробелы.

Сколько всего это объясняет!Сколько всего это объясняет:
– со временем забываешь детали – хеши стираются и некоторые версии становятся равноверятными
– а иногда путаешь их, но совершенно не замечаешь – другой правдоподобный вариант вылез вперёд по вероятности
– когда перепутал подробность и так рассказал, теперь запомнишь по-новому! – это известный баг, потому, что “касание” этой версии при постройке её закрепляет
– чувства и желания переписывают прошлое – создают эмоциональный фон, который помогает выбирать одни варианты против других (так же, как он в реальном времени помогает выбирать поступки на будущее)
– прошлое часто мешается с прочитанным или один случай с другим
– случайные факты можно годами не помнить, а потом узнать: “о! я это где-то слышал”.

Можно придумать и проверки. В чьём-то прошлом выбрать необычную историю. Взять в ней незначительную деталь и заменить на другую, которая более правдоподобна. И напомнить человеку об истории, упомянув фальшивую подробность или намекнув на неё. “Вспомнит” ли человек историю правильно?

めく めかす

Глаголы, выступающие обычно суффиксами в составных глаголах, со смыслами:
めく, めいた казаться, выглядеть, иметь вид
めかす стараться показаться, принимать вид
めき

Например:

  • 仄めかす [ほのめかす] = 仄か [ほのか] に слабо, неотчётливо + めかす = стараться показать, намекать.
  • 仄めく [ほのめく] = 仄か [ほのか] に слабо, неотчётливо + めく = едва заметно проявляться, мелькать (о мысли).
  • 煌く [きらめく] (-> きらめき) сиять, сверкать, блестеть, искриться
  • ひらめく (-> ひらめき) сверкнуть, вспыхнуть, мелькнуть (в уме), озарить

Кажется, в более редком смысле めき это “дёргаться”, поэтому бывает:

  • めきめき всё больше и больше, заметно, быстро, прямо на глазах
  • ときめく часто биться, трепетать (о сердце)

И от этого даже есть 悸めき [ときめき] учащённое биение сердца.