сабж.
Записи за месяц: July 2009
О религии
Христианские религии говорят, люди созданы по образу и подобию бога. Это очень интересный принцип. Я ещё не раз о нём упомяну, начну пока вот с чего. Большинство крупных течений полагает, что речь здесь идёт о духовном, а не физическом сродстве. Ну конечно, вряд ли у бога две руки, две ноги и голова (хотя нельзя исключать!). Но давайте проведём параллели.
Если бог похож на нас духовно, а в нас от природы заложено подчинение, это значит – бог тоже подчиняется? Ему тоже указывают свыше добро и зло? У него есть свой бог, которому тот молится?
Получается, наш бог – и сам не очень-то бог? Или мы созданы по образу и подобию, только без свободы от божества? Но разве можно выдрать из механизма одну деталь…
О занятиях
Мне должно быть никогда не скучно, поскольку моё время расписано по минутам – вернее, оно было бы расписано, будь я немного более пунктуальным ботаником. Но даже с учётом моего разгильдяйства постоянно выходит так, что дела занимают меня с головы до ног и остаётся ещё про запас. Про этот самый запас и речь. Всегда есть вещи, которыми очень хочется заняться, но не хватает времени. Они прямо-таки маячат, манят на горизонте; рукой подать – вот только разделаюсь с нынешними делами! Через месяц, через два…
Удивительным образом эти занятия почти никогда не случаются. Просто в тот момент, когда воображаемая линия горизонта начинает обретать хоть сколь-либо реальные очертания – а обычно ещё задолго до того момента, – в это время обнаруживается новое срочное, съедающее время занятие, подчас и без видимого конца. А через месяц – второе, в довесок первому, которое и само, не забывайте, в довесок к десятку дел, волокущихся с времён оных.
И то, волшебное и мощное, на горизонте, так и маячит там недостижимым заходящим солнцем.
Немного подумав, я решил, что мне просто скучно. Хотя и не должно быть. Вероятно, я не верю в свои силы, и предпочитаю оставлять мечты мечтами, а держа их в таком качестве, мысль серьёзно взяться за них не рассматриваю. И мне скучно, в окружении десятков интересных, но предсказуемых занятий – как той машине из рассказа Шекли, которая всё делала по одному разу. Поэтому я подбираю себе что-нибудь новое и трачу время на это, а не на то, чем собирался заниматься.
Бывают же люди, я даже отчасти им завидую, которые умеют всю жизнь посвятить чему-то одному.
Черновичение
Что-то в последнее время я мысленно придал своему дневнику такой высокий статус, что стесняюсь сюда писать. Как же, ведь ему целый мешок лет! Не могу же я портить его послужной список всякой ерундой.
В итоге ерунда скапливается у меня в черновиках, а сюда попадают только обзоры аниме, которые удивительным образом никогда не ерунда, поскольку обзоры же. Серьёзное дело!
Так что объявляется неделя ерунды, в течении которой я буду сюда постить ерунду скопившуюся и писать ерунду новую без всякого стеснения. Я уже начал.
Синдром чеховского ружья
Прекрасные идеи становятся плохими, если их использовать чересчур плоско. Например, чеховское ружьё уже стало настолько обыденной вещью, что больше вредит, нежели помогает книгам и аниме. Проблема в том, что чеховское ружьё фактически начисто лишает вторую половину книги (кульминация + развязка) неожиданности. Авторы почти теряют возможность серьёзно влиять на сюжет чудесами. Это как если бы у художника отобрали краски, и заставили оканчивать картину, размазывая кисточкой то, что есть. Использовать только уже введённых в сюжет героев, подчиняться только уже заявленным правилам.
Как хочется иногда, чтобы авторы время от времени рвали-таки “проверенные временем” драматические шаблоны, и вводили в сюжет новых персонажей в последних сериях, ставили бы правила с ног на голову каждые три главы; чтобы книги не были предсказуемыми ни в чём, даже в собственной логике.
И при этом чтобы они всё-таки умели донести свою идею до читателей.
Кто-то скажет, что это произвол; я так не думаю. Это другой виток развития творчества, который проходит точно над произволом, но гораздо выше. Суть интриги в повести строится на том, чтобы загадать читателю загадку, заставить его ждать чего-то, а потом удивить его неожиданным решением – и тем, чего он ждал, и не тем. Важна предсказуемость книги и читательское нетерпение: произвол тем и плох, что не даёт возможности угадывать будущее и чего-то от сюжета ждать. Но чеховское ружьё – это приём обратного хода, он работает в момент, когда ружьё стреляет, а не когда оно висит на стене! Иными словами, суть чеховского ружья не в предсказуемости, а, наоборот, в неожиданности! Ружьё, которые мы заметили заранее – это неудавшееся чеховское ружьё.
Поэтому лучше пальнуть чем-то, вынутым из кармана, нежели создавать ужасную скуку, методично снимая со стены заготовки.
Если прошлый сезон Харухи тяжело воспринимался от того, что излагался в неверном порядке, в нынешнем авторы определённо подумали о зрителе: порядок неважен, переставляй, как хочешь – серии-то все одинаковые.
Да, нас ждёт шестая лагерная смена. В последних сериях художники так обленились, что даже рисуют всякую ерунду. Следите за рукой Коидзуми в монологе на 14:40. Что он делает этой своей рукой? В психушку больного!
А вот интересно, если сложить всё время, которое вы гладили кошку в течении двадцати лет её жизни, то сколько получится? Две недели, месяц?
Если посчитать по минутам, сколько влюблённые целовались друг с другом, сколько наберётся? Шесть дней в год? А сколько друзьями всего сказано слов – пять мегабайт, десять?
Ещё солитёр
Да и вообще мини-арка с братом Цубаки отличается удивительным безвкусием. Эти постоянные попытки картинками разъяснить, в каком состоянии сейчас находится битва…