Каждый день карты в Анки движутся, одни развиваются и уходят в будущее, в других вы ошибаетесь и они возвращаются к нулю. Этот раздел описывает, как устроен круговорот карт в Анки, от чего зависит ваша нагрузка и как ей управлять, за какими показателями следить. Он написан для продвинутых пользователей.
Вкратце:
1. Новые и сгоревшие карты дают большинство нагрузки, их должно быть мало.
2. Выключайте новые карты и боритесь с личами, если нагрузка растёт.
3. Процент ответов должен быть 80-85%.
4. Снижайте интервальный множитель, чтобы повысить процент ответов.
5. Не берите новых карт больше, чем позволяет баланс нагрузки.
6. Повышайте интервальный множитель, чтобы улучшить баланс нагрузки, если процент ответов вам позволяет!
Приток и убыль нагрузки
Каждый день вы повторяете карты двух видов:
1. Развитые карты, которые не появлялись давным-давно и которые вы обычно хорошо помните.
2. Короткие карты, которые вы учите или переучиваете.
Когда вы отвечаете развитую карту, она уходит на месяцы в будущее. А короткая карта скоро вернётся, просто чуть позже.
Мало того, развитые карты – раз у них такой интервал – это обычно карты, которые хорошо учатся, вы их понимаете. А с новыми это ещё неизвестно.
Развитую карту за несколько месяцев вы повторите 1 раз, а новую – даже понятную – десяток, а то и 30 раз, если она даётся плохо.
Поэтому короткие карты составляют основную массу повторений. Если убрать все короткие карты и оставить только длинные повторения, то первое время ваша нагрузка упадёт в 4-5 раз.
По мере того, как вы зубрите короткую карту, она становится всё длиннее и в конце концов попадает в длинные. Условную границу можно провести где угодно – скажем, два месяца. Это мы назовём "убылью коротких".
При правильной настройке Анки показывает вам долгие карты тогда, когда вы угадаете 80-90% из них. Значит, 10-15% долгих каждый день будут попадать в короткие. Это мы назовём "притоком коротких".
Кроме того, каждый день Анки добавляет столько новых карт, сколько вы укажете. Это "новые карты", они тоже приток коротких.
Когда ваша убыль коротких равна притоку коротких, существует баланс. Ваша ежедневная нагрузка не меняется. Если коротких прибывает больше, чем убывает, нагрузка растёт и вы начинаете тонуть в картах.
При правильной учёбе если притока новых нет, баланс должен быть отрицательный! Нагрузка должна падать!
Обратите внимание
– существует два пути притока нагрузки (ошибаться в долгих и прибавить новых), но всего один – её оттока (старательно учить карты).
– есть лишь один вентиль, которым вы можете уменьшать нагрузку в Анки без других последствий. Это число новых карт.
Теперь давайте внимательнее посмотрим на карты в этом уравнении. От хорошего к плохому это:
1. Развитые карты, которые не появлялись давным-давно.
2. Развитые карты, в которых вы недавно ошиблись и они стали короткими.
3. Новые или сгоревшие карты, которые вы хорошо отвечаете и развиваете.
4. Новые карты, которые вы только начали.
5. Личи.
Развитые карты это самые выгодные для вас. Они легко уходят, а 10-15% попадают в "развитые, в которых вы ошиблись". Эти вторые обычно немного лучше новых! Они легко запоминаются и если начнёте их хорошо отвечать, они тоже скоро уйдут (Анки помнит, что вы их знали).
Новые карты сложнее, но это нормальные карты, их надо просто отвечать вовремя. 10-15% будут срываться, но если это не личи, то всякий раз это будут разные 10-15% и в целом они развиваются.
Новых карт должно быть мало:
1. Карты развиваются постепенно.
2. На учёбу нужно внимание.
3. Внимания мало.
4. Поэтому развиваемых карт должно быть мало.
5. Но большая часть повторов обычно на них!
Новым картам нужно внимание, поэтому когда нагрузка растёт, новые карты первыми начинают превращаться в личи.
Личи это карты, которые вы снова и снова отвечаете неправильно. Иногда вы запоминаете их ненадолго, они растут, но через несколько дней вы опять не можете их вспомнить. Обычно лич это знак того, что вы карту не понимаете, а учите формально!
Личи это самый плохой вид карт, они образуют пробку из личей, которая приводит к долговой яме.
Личей не должно быть совсем!
Другими словами: Новые карты должны развиваться. Они не должны застаиваться в новых.
Судя по тому, какие карты сколько составляют в ваших повторах, колода может быть здоровой или загибающейся. Один и тот же долг имеет разное значение, если это долг из развитых карт или долг из личей.
Пробка из личей
Когда личей много, образуется пробка из личей. Она может испортить баланс, хотя вы ничего не меняли.
Например, вы повторяете в день 200 карт, больше не успеваете. Из них 100 изучаемых, ещё 100 долгих. Учёба идёт хорошо, каждый день 15 долгих возвращаются в новые, и примерно 15 как раз взрослеют обратно. У вас баланс.
Вдруг появились личи. 50 карт вы никак не можете выучить изо дня в день. Долговой ямы пока нет, развитые карты вы отвечаете хорошо, новые (кроме личей) развиваются, 15 пришло, 15 ушло.
Но теперь у вас 250 повторов в день: 50 личей и 200 обычных. А сил хватает только на 200. Вы какое-то время стараетесь, но нет-нет, да оставляете долг.
Что вы оставляете? Как повезёт. Если личи, ещё ничего. А если развитые карты, то рискуете их не вспомнить. Нагрузка станет чуть выше, вспоминание чуть хуже. Так, капля за каплей, можно придти к долговой яме.
Ко всему прочему битые карты отнимают больше времени, чем нормальные новые. Нормальную посмотрел один раз и всё, а плохую посмотрел, ошибся, посмотрел, ответил, посмотрел ещё раз для закрепления. Три к одному!
Небольшое число личей может быстро съесть время, отведённое в день на повторы, и съедать его каждый день.
Чем меньше личей, тем лучше
Лич это карта, которая ничем не откликается в вашей голове, вы зубрите её механически. Чем меньше внимания вы ей уделяете, тем хуже этот отклик. Многие личи болтаются где-то на границе: если б вы посмотрели на них внимательней, то связали бы их с чем-то. Но вам некогда, у вас другие личи.
Поэтому чем меньше личей остаётся, тем больше надежда, что некоторые из этих личей исправятся сами собой.
Как управлять балансом
Что делать, если короткие карты прибывают быстрее, чем убывают? Не касаясь пока чрезвычайных методов, которые нужны в долговой яме: Уменьшить их приток, выставить новые в ноль. Определить личей и разобраться с ними. Стараться отвечать лучше, учить что-то параллельно.
Если баланс отрицательный и короткие карты убывают, число повторов падает, что это значит? Учёба идёт нормально! Можете осторожно откручивать вентиль новых карт – если хотите! Или просто продолжайте учить, а время на учёбу будет падать.
На баланс также влияет интервальный множитель.
Баланс и число повторов
Баланс это когда прибывает столько же, сколько убывает. У вас прибывает и убывает каждый день по 15, а повторяете вы 200. Нельзя ли разгрести их один раз, и потом каждый день повторять только прибывающие 15?
Нельзя. 15, которые прибыли из долгих карт, должны пройти некоторый путь, прежде, чем вернутся в долгие. Их придётся повторить сегодня, завтра, через три дня, через шесть, и так далее – это если нигде не ошибётесь.
Поэтому 15 прибывающих это на самом деле 15 сегодня + 15 завтра + 15 через три + 15 через шесть = 60 новых повторов в ближайшие дни. Если посчитать повторы и дальше, с учётом ошибок, то и получатся ваши 200.
Можете убедиться в этом, взяв и выкинув все короткие карты в новые, как это иногда приходится делать при разборе долговой ямы. Первое время будут приходить только долгие и нагрузка будет низкой, но постепенно она восстановится.
Личи просто прибавляются к повторам. Обратите внимание: повторы зависят от скорости, с которой карты приходят и уходят. Если вы добавите несколько карт, которые совсем не уходят (личей), а скорость прихода-ухода остальных останется прежней, то вы просто добавите их число к 200 повторам.
Вентиль новых карт
Число новых карт в день это единственный параметр в Анки, которым вы можете без последствий регулировать приток нагрузки. Поэтому закручивайте его первым делом.
Главное правило такое: новых карт в день можно добавлять не больше, чем вам позволяет баланс нагрузки. Некоторое время это можно нарушать (например, в начале обучения), но аккуратно и недолго.
Хорошего способа посмотреть баланс нагрузки в числах я не знаю, можно только пробовать чуть увеличить нагрузку и наблюдать, растёт ли со временем долг.
Вентиль новых карт инертен. Прибавляйте его по чуть-чуть, раз в неделю-две! Первое время может казаться, что вы справляетесь, но затем повторы с прошлых дней нагонят вас и вы рискуете утонуть в них.
Процент ответов
Анки старается показывать вам карты, пока вы их ещё помните. Но всегда будут карты, которые запомнились хуже других и забылись. Чем позже Анки показывает вам карты, тем больше будет ошибок. Вы должны научить Анки показывать карты вовремя, чтобы ошибок было не слишком много. Поэтому процент ответов один из первых параметров, за которыми надо наблюдать в Анки.
Идеальным считается 80-90% верных ответов. Если получается хуже, уменьшайте число новых карт и уменьшайте интервальный множитель, чтобы видеть карты раньше, пока вы ещё не успели их забыть.
Сбивать процент не обязательно! Если вы отвечаете 95%, вы можете взять дополнительные карты или увеличить интервальный множитель, чтобы каждый день повторять меньше. Но продолжая повторять под 95%, вы себе не вредите.
На процент ответов прямо влияют две вещи:
1. Интервальный множитель (повышаете – процент ошибок выше)
2. Число личей среди коротких карт (чем больше – тем выше процент ошибок)
Какую долю в ошибках составляет одно и другое – важно. 20% ошибок могут давать долгие карты (каждый раз разные), а могут одни и те же (пробка из личей). Анки считает процент "Верных ответов в развитых картах", чтобы помочь это различить.
Хотя в конечном счёте высокие ошибки по любой причине вредны.
Интервальный множитель
Когда вы вспоминаете карту, она закрепляется в вашей голове на более долгий срок. Вопрос – на какой срок. Анки пытается это угадать. Но головы у всех разные, и Анки угадывает неточно: иногда вы запоминаете чуть лучше, а иногда чуть хуже, чем считает программа.
Что при этом происходит?
– Если вы запоминаете чуть лучше, то вы просто отвечаете не 80-85%, а 90%+ карт. (100% вы никогда не ответите, ошибки бывают всегда)
– Если вы запоминаете чуть хуже, то регулярно ошибаетесь в картах, которые прежде хорошо учили (75%, 70%, 65%)
Чтобы объяснить Анки, насколько хорошо вы запоминаете, существует интервальный множитель. Это настройка, которую вы можете увеличить или уменьшить. Уменьшая его, вы говорите Анки: "тема плохо запоминается, показывай мне карты почаще". Увеличивая, наоборот: "можно показывать мне карты чуть реже"
В результате вы будете вспоминать карты чуть лучше или чуть хуже. Это будет видно на проценте успешных ответов! Интервальный множитель прямо связан с процентом ответов.
Интервальный множитель применяется только к новым ответам! Когда вы выставили его в 110%, в следующий раз Анки отправит карту не на 10, а на 11 дней вперёд. Те карты, что уже в будущем (а в развитой колоде таких большинство), не меняются. Поэтому он действует медленно и менять его надо понемногу.
Cheatsheet по работе с интервальным множителем:
1. Меняйте множитель по чуть-чуть (10%), раз в 2-4 недели. Следите за результатом.
2. Снижайте множитель, когда ваш процент ответов ниже 80-85% и вы уверены, что это не из-за личей/зубрёжки без понимания.
3. В яме сначала катапультируйте нагрузку, а потом снижайте множитель.
4. Повышайте множитель, когда уверены в своих силах.
Множитель и баланс нагрузки
У интервального множителя есть два последствия:
1. Анки будет показывать вам карты чуть чаще или чуть реже, и ваш процент ответов станет чуть выше или ниже.
2. Вам придётся повторять больше или меньше карт.
Этот второй момент связывает интервальный множитель с балансом нагрузки. Понижая интервальный множитель, вы увеличиваете нагрузку. Но зато вы будете лучше запоминать карты, меньше карт будете путать и за счёт этого нагрузка со временем должна всё-таки уменьшиться.
И наоборот, поднимая интервальный множитель ("я запоминаю хорошо"), вы снижаете нагрузку. Но ухудшаете результат! Поднимете его слишком сильно – и ошибки станут накапливаться, а вы покатитесь в долговую яму.
Низкий интервальный множитель безопаснее высокого. Когда учёба идёт хорошо, нагрузка рано или поздно снизится при любом множителе! А при низком множителе учить проще. Но снижать множитель, уже находясь в пробке из личей или другом долге – рисковано.
Зачем повышать
Зачем вообще повышать множитель? Чтобы изменить баланс нагрузки в пользу новых карт.
В развитой колоде, где новых нет, низкий множитель не очень важен, если он не настолько низкий, что баланс нагрузки у вас нулевой (старые карты возвращаются в новые быстрее, чем новые взрослеют). Но это вырожденный случай, который появляется только за счёт неустранимого минимума ошибок.
А вот в колоде с новыми картами, вы можете открутить вентиль новых лишь настолько, насколько позволяет дефицит нагрузки. С любым множителем нагрузка падает, но с низким она падает очень медленно, а значит, и новых карт каждый день можно брать мало. Вы можете пожертвовать частью своего процента ответов, чтобы открыть пошире окно для новых_карт.
Скрытые личи
Личи это карты, в которых вы постоянно ошибаетесь. Их легко заметить, у них много ошибок (lapses) и маленький интервал/низкая лёгкость.
Но бывают секретные личи! Это те личи, которые вы часто дотягиваете на "Плохо". Скажем, на три "Плохо" один раз "Не угадали".
У такой карты число ошибок будет низким (в четыре раза ниже!) и интервал будет выше нуля. Она всё равно крутится в пробке, но её сложнее заметить.
Даже процент ответов в колоде она не сильно сбивает, а ведь ей бы помогло, если б вы заметили и снизили интервальный множитель.
Как бороться? Жёстче себя оценивать. Занижать результаты не так вредно, как застрять в пробке.
Лёгкость карты
Последняя вещь, о которой надо знать, это множитель лёгкости (Ease). Такой есть у каждой карты. Он повышается всякий раз, как вы ответили карту правильно, и понижается при каждой ошибке, но постепенно.
У развитой карты, которую вы один раз не ответили, множитель лёгкости ещё будет высок. Начнёте отвечать её правильно, и карта уйдёт в будущее семимильными шагами. Но ошибётесь ещё несколько раз, и множитель окончательно снизится, то есть, Анки поймёт, что ошибка была не случайной и вы действительно эту карту забыли.
Действуя не совсем интуитивно, Анки назначает новым картам высокую лёгкость. Если вы новую карту сразу отвечаете хорошо, она быстро убежит от вас.